Развитие звуковой стороны речи ребенка лет.
Причины плохой речи могут быть: 1. Подражание неправильной речи. 2. Плохо развитый фонематический слух. 3. Проблемы из-за особенностей строения артикуляционного аппарата. 4. Слабость мышц языка, губ или небольшое расстройство координации движений.
Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, нёба, челюсти.
1. Гуляет Язычок по полянке и увидел кого-то большого с длинным носом. Да это же.. Слон! Давай покажем, какой у слона хобот! 2. Смотрит язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слоненка. Описание: сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета «пять» (потом до сета «десять»), вернуться в исходное положение. Описание: вытянуть вперед губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.
Побывал как-то раз Язычок на болоте. А там: квааа, квааа. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались. Описание: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять» (до счета «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Смотрелся однажды Язычок в зеркало: «Ах, какой я лохматый! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал. Описание: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед – назад, как бы «причесывая» его.
Захотелось Язычку на качелях покататься: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях! Описание: улыбнуться, открыть широко рот на счет «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, насчет «два» – поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик. Описание: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до пяти; потом до десяти.
Стала мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать. Описание: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
Поел язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашечка. Описание: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счет до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза
Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.
ЧИСТОГОВОРКИ РА-РА-РА! РА-РА-РА! НАЧИНАЕТСЯ ИГРА. ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! ЕДЕМ К БАБУШКЕ В СЕЛО. ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! ЕСТЬ У РЕЧКИ БЕРЕГА. СА-СА-СА! СА-СА-СА! ПРИЛЕТЕЛА К НАМ ОСА! ША-ША-ША! ША-ША-ША! НЕТ У НАС КАРАНДАША. ЖА-ЖА-ЖА! ЖА-ЖА-ЖА! МЫ УВИДЕЛИ ЕЖА. ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ! ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ! ДАЛИ СЕНО МЫ КОЗЕ. ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА СТРОИМ ДОМ ИЗ КИРПИЧА.
СКОРОГОВОРКИ * ВО ДВОРЕ СТОИТ ЗАБОР НА ЗАБОР ПОЛЕЗ ЕГОР. *ОРЕЛ НА ГОРЕ, ПЕРО НА ОРЛЕ. * ДЯТЕЛ ДЕРЕВО ДОЛБИЛ ДЕДА СТУКОМ РАЗБУДИЛ. *КЛАЛА КЛАВА ЛУК НА ПОЛКУ. *ЧЕРЕПАХА, НЕ СКУЧАЯ, ЧАС СИДИТ ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ.
Речь ребенка развивается наиболее интенсивно в дошкольный период, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все дефекты речи преодолеваются легче и быстрее.