ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ Мельникова Ирина Борисовна ГБОУ СОШ 262
Личностные умения в контексте ФГОС Мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы ; Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности ; Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач ; Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности ; Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей ; Развитие эстетических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения ; Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение ;
Тема Технология 5 класс Уход за одеждой Цели Сформировать представление школьников о способах ухода за одеждой. Ввести : - условные знаки по уходу за одеждой ; - приемы выполнения ремонта одежды. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Личностные умения - проявлять интерес к изучению темы ; - проявлять желание помогать близким людям ; - проявлять осознание собственной успешности при изучении темы ; - проявлять желание самостоятельно ухаживать за одеждой. Метапредметные умения Познавательные умения : - проявлять осознание собственной успешности при изучении темы ; - раскрывать значение выражения « инструкция », « ярлык », « уход за одеждой », « аппликация », « декоративная аппликация », « термоаппликация » и использовать их в активном словаре ; - определять правила хранения одежды для ее содержания в безукоризненном состоянии, и обосновывать свое мнение - определять способы ремонта изношенных вещей и обосновывать свое мнение. - определять необходимость « продлевать жизнь » любимым вещам, и обосновывать свое мнение ; - использовать приобретенные знания для ухода за одеждой из разных тканей. Регулятивные умения : - соотносить учебные действия с поставленными задачами ; - выполнять учебное задание, используя справочный материал ; - проверять результат выполнения задания, выполнять самопроверку ; - соотносить цель и полученный результат. Коммуникативные умения : - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога ; - согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение ; - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности ; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения - определять порядок ухода за одеждой, используя данные ярлыка ; - определять по ярлыку состав ткани данного изделия и представлять условия его стирки ; - определять условия хранения различных вещей ; - определять способы ремонта одежды в соответствии с видом повреждения ; - выполнять ремонт изделия с использованием технологической карты ; - определять и писать порядок ухода за трикотажным платьем, используя данные ярлыка изделия.
Ситуативное задание Маша очень хотела порадовать маму и сделать ей подарок к 8 марта. Оставшись дома одна, она постирала мамино любимое платье в стиральной машине, думая о том, как обрадуется мама, увидев свое платье чистым и отутюженным. Как же Маша была удивлена, когда платье после стирки стало в пору ей самой, и она не смогла его разгладить утюгом. Она очень расстроилась и представила, как огорчиться мама, увидев свое платье. Ребята, почему Маше не удалось порадовать маму своей заботой ? Есть ли у вас желание научиться ухаживать за одеждой так, чтобы не получать неприятных сюрпризов ?
Учебно - познавательная деятельность Содержательные блоки Блок А. Уход за одеждой Блок Б. Чистка и стирка одежды Блок В. Хранение одежды Блок Г. Ремонт одежды Блок Д. Диагностика качества освоения темы
Цепочка заданий на знание, понимание, умение Блок В. Хранение одежды Задание 1 ( З ) Расскажите известные вам правила хранения одежды. Задание 2 ( П ) Может ли одежда выглядеть безукоризненно, если нарушены правила ее хранения ? Обоснуйте свое мнение, используя пример. Задание 3 ( У ) Сложите футболку так, чтобы она не помялась, и ее было удобно хранить. Задание 5 ( У ) Определите условия хранения предложенных вещей и представьте средства, которые позволяют это выполнить : юбка, брюки, зимняя куртка, летние шорты, футболка, рубашка, платье, вязаный джемпер, джинсы. Диагностическое задание Определите условия и способы хранения различных видов одежды ( предлагаются образцы одежды ).
Результаты освоения темы - диагностика Блоки Выполнили правильно Допустили исправления Не справились А 1120 Б 661 В 931 Г 724
Результаты освоения темы - умения Личностные умения : - проявлять желание самостоятельно ухаживать за одеждой. Познавательные умения : - определять условия правильного ухода за одеждой и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения : - соотносить цель и полученный результат. Коммуникативные умения : - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога Предметные умения : - определять и писать порядок ухода за трикотажным платьем, используя данные ярлыка изделия.
Интеллектуально - преобразовательная деятельность. Выбор варианта задания
Интеллектуально - преобразовательная деятельность. Личностные умения проявлять интерес к изучению темы ; проявлять желание помогать близким людям проявлять желание самостоятельно ухаживать за одеждой. проявлять осознание собственной успешности при изучении темы ;
Оценка проявления личностных умений
Проявление формирования личностных умений в самооценке учащихся Мне важно научиться правильно ухаживать за одеждой, потому что ……. ……. я хочу выглядеть опрятно и красиво …… я хочу выглядеть хорошо в глазах друзей ……. одежда может перейти к брату или сестре ……. я могу ее кому - нибудь подарить ……… я хочу помогать маме Я очень доволен тем, что научился правильно ухаживать за одеждой, читать ярлычки, аккуратно складывать одежду и теперь знаю, как можно самому ухаживать за одеждой.
Очевидные изменения школьников Повысилась мотивация к учебной деятельности Возросла активность В учебной деятельности принимали участие все дети Проявилась потребность работать в паре и в группе Результат получили все
Спасибо за внимание !