Языки принятия (методы и средства эффективного общения с детьми)
Федеральный государственный образовательный стандарт Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания; формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
«Стоит только изменить свой взгляд на вещь, и тогда вещь изменится по отношению к тебе» Марк Аврелий.
«Язык тела» пространство, разделяющее говорящих; жесты, телодвижения; осанка; одежда; Выражение лица; контакт глазами, ширина зрачка; символы статуса; тембр голоса, интонация; частота дыхания Слова могут лгать, но тело обманывает редко.
Отражение чувств – это проговаривание чувств, которые испытывает другой человек «Ты боишься, что дети не будут с тобой дружить» «Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем- то обидела». «Ты очень расстроился из-за того, что тебе не купили машинку», «Ты сердишься, потому что у тебя не получается построить дом» «Ты обиделся на бабушку, потому что она не разрешила смотреть мультики» «Ты разозлился на меня, потому что я не позволяю тебе рвать книжку».
Правила при отражении чувств ребенка Контакт глаза в глаза; Физический контакт; Проговаривание чувств в утвердительной форме. Фраза, оформленная как вопрос, не выражает сочувствия, в котором нуждается ребенок; Оценка поведения детей в безличной форме; Проговаривание или показ образца ожидаемого поведения;
«Ты сердишься, потому что Ваня отобрал твою игрушку, но бить других нельзя. Нужно попросить его вернуть игрушку» «Ты сердишься на меня, потому что я не позволяю тебе рвать книги. Книги смотрят, читают, а не рвут. Можно резать или рвать старые газеты, журналы, бумагу, будешь?»
Эффективность приема отражения чувств осознание своего эмоционального состояния; разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое; дети меньше боятся своих негативных чувств – гнева, раздражения, обиды; дети сами продвигаются в решении своих проблем, если чувствуют, что их понимают, а не осуждают;
«Меня это очень огорчает» «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же» «Я рада, что у тебя так хорошо получилось»
Ребенок играл и все игрушки разбросал по комнате, мама устала и у нее еще много домашних дел: «Опять ты все игрушки разбросал» Папа собирается на работу, опаздывает, а малыш с машинками ползает под ногами, папа раздражен: «Вечно ты путаешься под ногами».
«Ты-сообщения» содержат местоимение «ты», «тебе», «твое»; нарушают коммуникацию; содержат выпад, обвинение или критику ребенка; приводят к появлению чувства вины или к обострению негативизма, агрессивности.
«Я-сообщения» содержат личные местоимения «я», «мне», «меня» позволяют взрослому выразить негативные чувства в необидной форме; делают взрослого ближе, понятнее для детей; дети становятся искреннее в выражении своих чувств; дети начинают учитывать наши желания и переживания, учатся ответственности;
Да сколько же раз тебе надо говорить! Я начинаю сердиться, когда много раз приходится повторять одно и тоже! Меня сердит, когда ты не слышишь меня с первого раза.
Мне трудно беседовать, когда меня постоянно прерывают. Не мешай разговаривать. Займись чем-нибудь другим, пока я говорю.
Прекрати немедленно истерику; я ничего тебе не куплю; Да, хорошо, сейчас куплю, только прекрати орать; Мне очень не нравится, когда дети криком чего-то добиваются, и мне ужасно стыдно из-за такого поведения моего сына;
Модель «Я-сообщения» Событие (когда… если….); Сообщение о чувствах (я чувствую…); Предпочитаемый вами исход (мне бы хотелось, чтобы…; я предпочел бы…; я была бы рада…)
Метод «смещения негативной оценки» на самого себя на третье лицо на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков
Метод «смещения негативной оценки» на самого себя «Опять ты все перепачкал!» «Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» «Опять подрались. Будете оба наказаны» «Да сколько же можно повторять!»
Метод «смещения негативной оценки» на третье лицо «Не смей трогать чужие вещи!» «Ты отвратительно вел себя сегодня на физкультуре! Всех достал»
Смещение негативной оценки на объективные последствия «Сколько раз нужно тебе напоминать про грязные кисточки!» «Вечно ты разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!»
Методы эффективного общения с ребенком Метод «временного» языка Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций Прием смены ролей Метод оценки действия