АНТОНИС ВАН ДЕЙК Презентация подготовлена учителем ГБОУ ЦО109 Мироновой Н.К.
АНТОНИС ВАН ДЕЙК ( ) Ван Дейк -фламандский живописец. Учился живописи в Амстердаме у Х. ван Балена (с 1609), в 1615 открыл собственную мастерскую. Ван Дейк уже в юности обратился к портретной живописи, занявшей центральное место в его творчестве. Около 1618–1620 он работал помощником Питера Пауля Рубенса, во многом восприняв его сочную, полнокровную живописную манеру. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приемы, ван Дейк придавал героям своих картин более изящный, портретно индивидуализированный облик. Наибольшую прижизненную славу принес ван Дейку жанр парадного портрета. Но - такова была судьба художника - основное место в его творчестве этот жанр занимал в годы жизни не на родине, во Фландрии, а во время пребывания за ее пределами - в Италии и особенно в Англии, где ван Дейк оказался теснейшим образом связанным с иностранными придворными аристократическими кругами.
СВЯТОЙ ПЕТР, 1617 Отличаясь рано проявившейся одаренностью, завидной работоспособностью и вызывавшей восхищение современников «легкостью» руки, ван Дейк создал множество картин на религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихся повышенным спросом у церковных и светских заказчиков.
ВЪЕЗД ХРИСТА В ИЕРУСАЛИМ,1617
СВЯТОЙ МАРТИН, 1618
ФРАНС СНЕЙДЕРС, 1620 Однако подлинным призванием ван Дейка стало искусство портрета. Сын антверпенского купца, человек по своей натуре мятущийся, сумасбродный и честолюбивый, ван Дейк тяготел к роскоши, к королевским дворам, к жизни аристократов. Персонажи его парадных портретов отличаются внутренним благородством и аристократической утонченностью и вместе с тем живой характерностью.
СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ, 1621 ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Портреты раннего антверпенского периода, запечатлевшие знатных горожан, их семьи, художников с женами и детьми, отмечены строгой простотой, сердечностью.
МАРКИЗА ЕЛЕНА ГРИМАЛЬДИ,1623. НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВ, ВАШИНГТОН В Ван Дейк посетил Италию. Поселившись с 1624 в Генуе, художник становится популярным портретистом крупнейших аристократических семейств города. Он создает блестящие обстановочные портреты-картины, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами представлены во весь рост на фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов.
МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ, 1622 МУЗЕЙ МЕТРОПОЛИТЕН, НЬЮ-ЙОРК ПОРТРЕТ МОЛОДОГО ГЕНЕРАЛА, ВЕНА
ПОРТРЕТ ОТЦА ЖАНА, 1629 БРЮССЕЛЬ Портрет скульптора Брюссель
ВТОРОЙ АНТВЕРПЕНСКИЙ ПЕРИОД ( ) В этот период, совпавший с временем зарубежной дипломатической деятельности Рубенса, ван Дейк практически становится первым художником Фландрии; он назначен одним из придворных живописцев испанской наместницы Изабеллы. Мастерски исполненные крупные алтарные образы для различных церквей и картины на мифологические сюжеты сочетают традиции Рубенса и влияние Тициана. Каноны барочной композиции отступают подчас перед образом лирического плана, подчиняющим все изобразительные средства. В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образ художника баловня судьбы.
САМСОН И ДАЛИЛА,
ХРИСТОС НА КРЕСТЕ ГОЛГОФА
СНЯТИЕ С КРЕСТА,1634
ЮПИТЕР И АНТИОПА
БЛАГОСЛОВЛЯЕМЫЙ ДЖОЗЕФ ХЕРМАНН, 1629 ВЕНА
ПОРТРЕТ ФРАНСУА ЛАНГЛУА
АНГЛИЙСКИЙ ПЕРИОД В 1632 по приглашению короля Карла I ван Дейк уезжает в Англию, становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Мечты его сбываются. Незадолго до смерти, благодаря браку с Мери Рутвен, молодой фрейлиной королевы, ван Дейк входит в ряды английской аристократии. Он пишет множество портретов короля, королевы и их детей; чести позировать ему добивается все высшее общество. По словам французского писателя Роже де Пиля, «Ван Дейк создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». На основании рассказа приятеля ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он работал над несколькими портретами, уделяя заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам.
КАРЛ (ЧАРЛЬЗ) I АНГЛИЙСКИЙ И ГЕНРИЕТТА ФРАНЦУЗСКАЯ
КАРЛ I
КАРЛ I, КОРОЛЬ АНГЛИИ НА ОХОТЕ, 1635 ЛУВР, ПАРИЖ КАРЛ I ВЕРХОМ НА КОНЕ, НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ, ЛОНДОН
КАРЛ I И КОРОЛЕВА ГЕНРИЕТТА МАРИЯ, 1632
Карл I верхом - картина 1633 года. Эта картина провозглашает триумф королевской власти в расцвет правления Карла I. В нижнем левом углу картины – герб Стюартов, впервые английские «четверти» соединены с шотландским стоящим львом и ирландской арфой. КОННЫЙ ПОРТРЕТ КАРЛА I, КОРОЛЯ АНГЛИИ СО СВ. АНТОНИЕМ
КОРОЛЕВА ГЕНРИЕТТА-МАРИЯ ЛЕДИ ЛЮСИ ПЕРСИ
ЛОРД ДЖОН СТЮАРТ И ЕГО БРАТ ЛОРД БЕРНАРД СТЮАРТ ДЖЕМС СТЮАРТ, ГЕРЦОГ РИЧМОНД И ЛЕННОКС. МУЗЕЙ МЕТРОПОЛИТЕН, НЬЮ-ЙОРК
ДЕТИ КАРЛА I (МЭРИ, ДЖЕЙМС, ЧАРЛЬЗ, ЭЛИЗАБЕТ И АННА) (1637, НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ, ЛОНДОН)
ПРИНЦ УИЛЬЯМ II И ПРИНЦЕССА МАРИЯ СТЮАРТ
ПОРТРЕТ ФИЛАДЕЛЬФИИ И ЭЛИЗАБЕТ УОРТОН,1640
ПОРТРЕТ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА, МАРИИ РУТВЕН, МУЗЕЙ ПРАДО, МАДРИД Незадолго до смерти, благодаря браку с Мери Рутвен, молодой фрейлиной королевы, Ван Дейк входит в ряды английской аристократии. Он пишет множество портретов короля, королевы и их детей; чести позировать ему добивается все высшее общество.
СЭР ПОРТЕР И ХУДОЖНИК, МУЗЕЙ ПРАДО, МАДРИД
Во время своей работы при английском дворе ван Дейк дважды возвращался в Антверпен, писал там портреты официальных лиц, получил от антверпенской гильдии звание «почетного декана», которого ранее был удостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. В последние годы жизни Ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего совершил две поездки в Париж. Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, больной художник вернулся в Лондон и вскоре умер. По его завещанию он похоронен в лондонском соборе св. Павла. В АНТВЕРПЕНЕ. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ