Особенности образования и профессиональной ориентации детей с кохлеарной имплантацией Особенности образования и профессиональной ориентации детей с кохлеарной имплантацией Сурдопедагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации в школе- интернате 38 II вида г. Новокузнецка (из опыта работы) Учитель РСВ и ФП Макеева О.М.
Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей Развитие слухового восприятия и коммуникативных навыков детей после КИ - необходимое условие для дальнейшей успешной социализации их в обществе
Успешность реабилитации Систематическая эффективная коррекционная помощь Личностные особенности учащихся Собственная мотивация Речевая среда
3 года 4 года 5 лет 6 лет 9 лет 10 лет 11 лет 12 лет 14 лет В школе обучается 23 ученика после кохлеарной имплантации Глухие дети, у которых до операции не удалось сформировать развернутую словесную речь, и их коммуникация осуществляется другими средствами Оглохшие дети, сохранившие речь и коммуникацию, сформированные на естественной сенсорной основе
Педагогическое сотрудничество: изучение индивидуальных, речевых, когнитивных особенностей детей с КИ; совместное планирование речевого материала: учитель РСВ и ФП, учитель класса, воспитатель; осуществление преемственности в работе между педагогами; активное включение родителей в процесс формирования речи; включение имплантированных учащихся в активную деятельность: учебную, игровую, трудовую..
Формы оказания помощи родителям Индивидуальные ГрупповыеОбщешкольные Занятия «Школа для родителей» Родительские собрания Консультации Внеклассные мероприятия Педагогические советы
Задачи обучения детей с КИ
Тактильно- вибрационное восприятие Зрительное восприятие Слуховое восприятие Развитие языковой способности
Общеобразовательные уроки Музыкально-ритмические занятия Внеклассные занятия Групповые занятия Индивидуальные занятия по РСВ и ФП Режимные моменты
Индивидуальные и групповые занятия
Внеклассные мероприятия
Конкурс школьных проектов
Коммуникативно- деятельностный подход Уточнение предметной соотнесенности речевого материала. Накопление и активизация словаря Обучение пониманию и употреблению различных типов высказываний Формирование речевой активности и навыков связной речи
Формирование произносительных навыков на различном речевом материале Слоговые упражнени я Слова Словосочетания Фразы Тексты Самостоятельная речь
В способах подачи материала С учетом возраста, индивидуальных особенностей обучающихся и этапа обучения Усложнение материала
В умении контролировать свою речь В умении определять ошибки и исправлять их При восприятии нового материала и его запоминании При употреблении грамматических форм в речи В умении использовать слух
Виды работ по РСВ Лексико- грамматические упражнения Составление словосочетаний Составление деформирова нных предложений Дополнение текста Восстановление текста Организация диалога по содержанию текста Работа с таблицами, опорными схемами Составление диалога по предложенной речевой ситуации
Основные направления работы по формированию устной речи детей с КИ Формирование звуко-слоговой структуры слова Овладение грамматической стороной речи Работа над развитием слухового восприятия Развитие слухоречевой памяти · Развитие импрессивного и экспрессивного словаря Выработка потребности в речевом общении ;
Положительная динамика в речевом развитии имплантированных учащихся: слушание развивается намного быстрее; меньше времени тратится на работу над звуками и ритмами; больше звуков, введенных в речь, выше речевая активность, чем у учащихся со слуховыми аппаратами; приобретается способность воспринимать широкий спектр окружающих речевых и неречевых звуков; постепенно формируются предпосылки к спонтанному овладению речью в процессе жизнедеятельности.
Кохлеарная имплантация – это, возможно, единственный шанс для глухого ребенка максимально приблизиться к нормально слышащим сверстникам, пусть не сразу, через несколько лет, но так, чтобы практически ничем не отличаться от них
Спасибо за внимание!