Тема 3. Литосфера. Урок 13. Виды горных пород.
Знания: расширить уже известные понятия о горных породах, слагающих земную кору, их классификации по происхождению на магматические, осадочные и метаморфические; находить причинно-следственные связи между происхождением и свойствами горных пород. Умения: научить различать происхождение горных пород по их свойствам; приводить примеры горных пород каждой группы из демонстрационного материала; продолжить развивать умение находить нужную информацию в тексте учебника.
Коллекции горных пород и минералов: образцы гранита, кварца, слюды, полевого шпата, известняка, мрамора. /раздаточный материал – 1 комплект на парту/
1. Рабочая тетрадь, стр. 31, тестовое задание – выберите один правильный ответ и кроссворд – слайд 5, Над заданиями каждого слайда учащиеся работают по 2 минуты, затем сидящие в парах обмениваются тетрадями для проверки. 3. Открывается слайд 7 с ответами, учащиеся отмечают знаками «+» или «-» верно или нет выполнено каждое задание, каждый «+» оценивая в 1 балл, затем оценивая работу по количеству баллов. «5» баллов «4» – «3» – 7 – 11 «2» – 0 - 6
1 – б; 2 – г; 3 – б. 4 – ядро – 3,5 тыс.км.; 6000° мантия – 2,9 тыс.км.; 2000° кора – 5-80 км. 5 – ядро – твердое; мантия верхняя – твердое; мантия средняя – полужидкая; мантия верхняя – твердая; кора – твердая геоглогия; 2-ядро; 3-литосфера; 4-скважина; 5-мантия; 6-кора
1. Подготовка к усвоению нового материала. Вводная беседа. Мы вспомнили особенности строения нашей планеты. Скажите, какая из оболочек Земли нам должна быть наиболее интересной и почему? ( ответы детей - Конечно же это земная кора, потому что мы на ней живем.) На уроках природоведения мы уже говорили о некоторых особенностях земной коры. Давайте их вспомним (ответы – земная кора – природное тело, состоящая из веществ – горных пород и минералов). А вот из каких именно горных пород состоит земная кора и как они различаются мы и узнаем сегодня. Открыли тетради, записали дату и тему урока ( учитель пишет на доске) – «Виды горных пород».
2. Откройте учебник на странице 83, прочитайте и ответьте, чем отличаются горные породы и минералы (зачитывают часть текста на с.83). У вас на партах лежат коллекции горных пород. Найдите среди них горные породы, состоящие из одного и нескольких минералов, по одному образцу, положите их на парту (учитель просит показать и объяснить свой выбор двоих учеников). А теперь посмотрите внимательно на образцы горных пород и скажите, чем ещё различаются они. (предположительные ответы – лёгкие, тяжелые, гладкие и др.т.е. – по свойствам) Как вы думаете, почему у них разные свойства? (у них разное происхождение). Все горные породы различаются по происхождению на три группы. В тетради построим схему.
Горные породы по происхождению магматическиеосадочныеметаморфические
В тексте учебника найдите информацию, в каких условиях происходило формирование этих групп горных пород и какими свойствами обладают горные породы разных групп. В коллекции горных пород выбрать экземпляры своей группы, продемонстрировать их. 1 ряд – магматические горные породы (стр.83-84) 2 ряд – осадочные горные породы (стр. 85) 3 ряд – метаморфические горные породы (стр.86) Через 5 минут работы с текстом учащиеся каждого ряда дают характеристику горных пород разных групп по плану: 1-условия образования горных пород 2- свойства горных пород.
Теперь повторим главное: откройте учебник на стр.86, зачитаем текст в голубой рамке. 4. Закрепление. Выполним задание в учебнике на стр. 87 (тест) – 3 мин. Контроль: 1-б 2-б 3-б
Оценка за тестовую работу по домашнему заданию выставляется всем учащимся. Отдельно оценивается работа учащихся в течении урока по выбору учителя – за выполнение задания по учебнику – характеристика горных пород по происхождению (предпочтительно «сильные» учащиеся). Оценка за выполнение тестового задания на закрепление (предпочтительно «слабым» учащимся) : 1 правильный ответ – «2» 2 - «3» 3 - «4»
Домашнее задание: § 13, учить.