Конференция заместителей директоров образовательных учреждений Калининского района «Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в условиях внедрения ФГОС» Л.А. Батова 2014 год Создание здоровьесберегающей образовательнойсреды: организационно- педагогические условия Создание здоровьесберегающей образовательной среды: организационно- педагогические условия
требования к результатам освоения основной образовательной программы; требования к структуре основной образовательной программы требования к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям
обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое качество доступность и открытость для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования.
Структура ОП Целевой раздел Содержательный раздел включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни программу коррекционной работ Организационный раздел
Экологически безопасная здоровьеберегающая инфраструктура образовательного учреждения Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся Эффективная организация физкультурно- оздоровительной работы Реализация модульных образовательных программ Просветительская работа с родителями (законными представителями)
Построение пространства школы с учетом норм Сан ПиН (требования охраны труда, пожарной безопасности) Наличие условий для организации питания Наличие физкультурного зала, спортивных площадок, оснащенных необходимым оборудованием Наличие помещений для медицинского персонала Наличие квалифицированного состава специалистов (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники)
Развитие здоровьесберегающей образовательной среды
Соблюдение норм Сан ПиН в учебной и внеучебной деятельности Использование методик в соответствии с возрастом Обучение учащихся вариантам рациональных способов и приемов работы с информацией и организации учебного труда Индивидуализация обучения Рациональная организация уроков физкультуры и занятий активно-двигательного характера в основной школе.
Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья Организация занятий по лечебной физкультуре Рациональная и соответствующая возрастным нормам организация уроков физкультуры и занятий активно- двигательного характера в основной школе Организация физкультминуток Организацию работы секций, кружков Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.
ОДОД: Золотая корзина, Музыка, красота, движение, Кожаный мяч, Юный волейболист, Юный пловец, Зарница-школа безопасности Платные занятия: Фехтование гимнастика, каратэ Внеурочная деятельность Спортивные игры, Здоровейка, На тропе здоровья Внеклассная деятельность Школьная спартакиада по 6 видам спорта
Наименование Спортивные секции в рамках ОДОД 21% Спортивные секции на платной основе 12% Внеурочная деятельность (танцевальные и спортивные занятия) 18% Спортивные занятия вне лицея 16%
Реализация модульных образовательных программ : Внедрение программ, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни Проведение дней экологической культуры и здоровья, праздников и т. п. Создание общественного совета, разрабатывающего и реализующего школьную программу связанную со здоровьесбережением
Чувство тревоги, безотчетного страха. Чувство раздражения, гнева и враждебности. Состояние депрессии. Чувство вины.
Лекции, семинары, консультации курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей. Организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней экологической культуры и здоровья, и т п.
состояние здоровья школьников; пропуски уроков по болезни; уровень тревожности; охват горячим питанием; занятия в спортивных секциях; уровень адаптации и мотивации учащихся; результаты обученности.
Динамика состояния здоровья обучающихся. Уменьшилось количество респираторных инфекций на 15%. Количество травм сократилось на 51,2%. Уменьшилось количество учеников с нарушением осанки, сколиоза на 22%. Прогрессирование близорукости у учеников замедлилось, Благоприятные изменения в показателях комплексной оценки здоровья на 5-7 % в год
Определение профилей благополучия учеников лицея (Служба здоровья лицея и СЗГМУ им.И.И.Мечникова) Саногенетический анализ (СЗГМУ им.И.И.Мечникова) Самотическое (физиологическое) состояние (врач поликлиники 86 Калининского района) Психологическое самочувствие (эмоции, настроение) (неспецифический опросник SF-36)(психолог, социальный педагог, СЗГМУ им.И.И.Мечникова) Социальное благополучие (неспецифический опросник SF-36, опросники НИИ гигиены детей и подростков) Анализ работы школ здоровья для учителей и родителей, внеклассной деятельности
Анализ опросников(SF-36) свидетельствует
1. Желание учащихся посещать школу 2. Объем дневной учебной нагрузки на учащихся (по числу уроков и времени, затрачиваемому на приготовление домашних заданий) 3. Курящие школьники. Их наличие или отсутствие в школе и на ее территории 4. Гигиеническое состояние школьных туалетов, состояние сантехники. 5. Содержание уроков физкультуры и эмоциональная атмосфера на них. 6. Жизнь в школе после окончания уроков 7. Активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях 8. Психологический климат в педагогическом коллективе. 9. Вид учеников, выходящих после уроков (особенно в середине дня). 10. Характер взаимоотношений учащихся с учителями и друг с другом. 11. Отношение к школе большинства родителей учащихся.