Повышение интенсивности учебной деятельности, имеющее место в большинстве современных школ, как правило отрицательно сказывается на уровне работоспособности и состоянии здоровья учащихся. Поэтому самой главной задачей, определенной в рамках реформы системы образования, должно стать сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них сознательного отношения к здоровью, ценностных ориентаций на здоровье и закрепление навыков здорового образа жизни. Из опыта работы оптимальным условием для оздоровления и укрепления здоровья детей считаю эстетотерапию или ритмику -нетрадиционный вид двигательной активности (использование музыки на уроке), который позволит проводить коррекцию психического, физического и социального аспектов здоровья. Используя этот подход можно малозатратным и эффективным способом найти путь к сохранению и укреплению здоровья школьников в воспитательно- образовательном процессе. Ритмика – как одна из нетрадиционных форм проведения урока физической культуры, инновационное направление в физическом воспитании под музыкальное сопровождение. Музыка – одна из тех «изюминок», которые поднимают не только настроение, но и эффективность занятий, превращая выполнение монотонных программных заданий в интересное соревнование.
Понятие «ритм» с древних времён вошло в жизнь и сознание человека, как согласованность движений и действий людей в окружающем их мире. Во все времена неотъемлемую роль в гармоничном развитии человека играли движение, пластика, музыка, танец. В России, начиная с петровских времён, образованные люди уделяли достойное внимание обучению детей культуре общения и движения, музыке и танцам. При царском дворе, в домах богатых вельмож, в привилегированных учебных заведениях, гимназиях, шляхетских корпусах, институтах благородных девиц танец был обязательной составляющей в воспитании молодого поколения. Ведь культура движения и общения является одной из основных черт воспитанного человека. Танец не менее чем физкультура и спорт развивает двигательные навыки человека. Но почему-то физкультура и музыка имеют законное место в школьных программах, а ритмика и танец - нет? А учитывая, что мы живем и работаем в век «компьютеризации», нашим детям, для поддержания здорового образа жизни, нужно больше двигательных навыков, больше занятий, связанных с движением.
Ритмика. В каждой школе 3-й урок физкультуры используется по- разному. Администрация нашей школы включила в учебный план 1-4 классов - «Ритмику», как вариативную часть программы. Рецепт здоровья в современной школе -это ритмика. Разделы по ритмике: 1. Упражнения без предметов. 2. Упражнения с предметами. 3. Танцевальные движения. 4. Составление композиций. 5. Самостоятельное творчество.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые способствует правильному физическому развитию ребёнка.
Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор.
Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление, что в дальнейшем благотворно сказывается на других уроках.
Бесспорно также воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти.
Развиваются физические качества: гибкость, выносливость, ловкость, координация движений, быстрота.
Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса.
Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность.
Чувство ритма во всём, быстроту реакции, внимание, сообразительность, активность, подтянутость, дисциплинированность, уверенность в себе, стремление к совершенству – вот те качества, которые могут быть выработаны за счёт этого предмета, при определённом серьёзном подходе к нему. И, возможно, эти качества могут пригодиться старшекласснику, даже, при подготовке и сдаче ЕГЭ.