В.В. Обухов Школьно-университетское партнерство как основа нового качества педагогического образования 1
Основные черты педагогического образования в России 1) Глубокая фундаментальная составляющая образования. 2) Подготовка будущих учителей в тесной связи со школами и развитие прикладных педагогических исследований. 3) Многолетние традиции профессиональной ориентации школьников. 4) Прочные традиции воспитательной работы студенчества, как важнейшей части учебно-воспитательного процесса. 2
Потребность Томской области в педагогических кадрах Потребность в педагогических кадрах Контрольные цифры приема Выпуск по педагог. кадрам 3
Основные функции: апробация новых подходов к подготовке будущих педагогов; повышение квалификации и переподготовка учителей; дополнительное физико-математическое образование школьников (занимательная физика и математика, подготовка к ГИА, ЕГЭ, олимпиадам, робототехника) в том числе дистанционное; образовательная мобильность школьников (выездные физико- математические сборы, экскурсии, конференции, соревновательные мероприятия); разработка и создание инновационных комплектов приборов демонстрационного и исследовательского характера по физике; создание обучающих учебно-методических комплексов, в том числе электронные образовательные ресурсы. Цель: создание в г. Томске научно- методической школы в области физико- математического образования 4
Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов за счет механизма школьно- университетского партнерства Предлагается создать эффективную модель использования потенциала наиболее квалифицированных и опытных учителей в системе высшего педагогического образования. Проблема Путь решения Высокая загруженность учителя по основному месту работы Введение новой квалификационной категории «учитель- наставник» с ограничением учебной нагрузки по основному месту работы до 18 часов в неделю при сохранении уровня заработной платы в соответствии с Указом Президента РФ, предусмотренной для ППС за счет обязательных стимулирующих доплат Отсутствие мотивации школ в ограничении нагрузки учителей- наставников Введение механизма учета факта наличия в штатном составе образовательных учреждений общего образования при аккредитации и при проведении конкурсов 5
1. Участие в учебном процессе, направленном на формирование умений студентов в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога 2. Участие в разработке учебно-методического обеспечения учебного процесса 3. Профессиональное сопровождение молодых специалистов 4. Участие в реализации программ дополнительного образования учащихся и педагогов Направления деятельности учителя –наставника в вузе 6
Задачи базовых совместных кафедр Разработка современных методик по предметам и примерных рабочих программ по дисциплинам в соответствии с современными ФГОС; обеспечение условий для проведения эффективной производственной практики (стажировки) студентов в качестве принимающих учителей; разработка рекомендаций для совершенствования системы подготовки педагогических кадров. 7
Проблема Путь решения 1. Невозвращение сельской молодежи после окончания вуза в село Обучение студентов из сельской местности по индивидуальным образовательным программам преимущественно на месте проживания 2. Сложности с трудоустройством в школе во время обучения в вузе для лиц без специального образования Введение должности помощника учителя с включением в квалификационные требования обучение в вузе по педагогическим направлениям подготовки 3. Ограниченные возможности профессионального становления в отрыве от вуза Освоение практико-ориентированных дисциплин при учебно-методическом сопровождении педагогов ближайшей базовой кафедры 4. Дефицит педагогических кадров в сельской школе Возможность привлекать к ведению уроков помощника учителя – студента 3-5 курсов в рамках непрерывной производственной практики Обеспечение педагогическими кадрами сельской школы 8
Учебно-методическое объединение по общему и педагогическому образованию субъекта Федерации Основными задачами УМО являются: Разработка и экспертиза учебно-методической документации, необходимой для обеспечения учебного процесса в общеобразовательных учреждениях субъекта РФ в соответствии с ФГОС; согласование содержания образовательных программ общего и педагогического образования в соответствии с требованиями ФГОС учебно-методической документации, необходимой для обеспечения подготовки педагогических кадров для системы образования; координация действий научно-педагогической общественности общеобразовательных учреждений и вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций в обеспечении качества и развития содержания общего и педагогического образования; проведение экспертиз образовательных программ для системы дополнительного образования педагогических работников. 9
Разработка и апробация образовательных программ прикладного бакалавриата с использованием механизмов сетевого взаимодействия организаций СПО и ВПО Направления прикладного бакалавриата: 1) профессиональное обучение (по отраслям) для подготовки преподавателей системы СПО и НПО 2) педагогическое образование по таким профилям как физическая культура, технология и безопасность жизнедеятельности, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, дополнительное образование в области хореографии, дополнительное образование, воспитательная работа и др. 10
Обеспечение системы образования специалистами высокой квалификации Магистратура по педагогическим направлениям: Исследовательская магистратура Базовое образование Основная цель Основное содержание образования Бакалавриат по педагогическим направлениям, педагогическая специальность подготовка учителей- методистов, педагогов профильной школы Научно-исследовательская составляющая образования (усиленная подготовка по профилю) 11
Обеспечение системы образования специалистами высокой квалификации Магистратура по педагогическим направлениям: Прикладная магистратура Базовое образование Основная цель Основное содержание образования Бакалавриат по педагогическим направлениям, педагогическая специальность подготовка учителей ОУ со спецификой организации учебно-воспитательного процесса (талантливые дети, дети с ограниченными возможностями и др. Усиленный блок профессиональных дисциплин с долгосрочной практической стажировкой в образовательных организациях соответствующей специфики Высшее непедагогическое Подготовка к осуществлению педагогической деятельности в соответствии с современными требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС во всех ступенях школы Усиленный блок профессиональных дисциплин с долгосрочной практической стажировкой в образовательных учреждениях общего образования 12
Обеспечение системы образования специалистами высокой квалификации Магистратура по педагогическим направлениям: Магистратура по управлению образованием Базовое образование Основная цель Основное содержание образования Высшее образование Подготовка к осуществлению управленческой деятельности в ОУ Усиленный блок профессиональных дисциплин, дисциплин по менеджменту, стажировка в структурах управления образованием разных уровней (ОУ, районное управление образованием, городское управление образованием, Департамент или Министерство образования субъекта Федерации) 13
Базовые совместные кафедры Схема школьно-университетского партнерства Центры доп. образования Факультеты Институт прикладной педагогики Департамент общего образования Образовательные учреждения Информационно методические центры УМО по общему и педагогическому образованию Другие ВУЗы Общественные комитеты Другие Педагогический университет Система общего образования 14