Становление и развитие системы дополнительного образования детей. Матерниалы подготовила к.п.н., доцент кафедры педагогики Г.П.Синицына
Из истории. 30-ые гг. 18-ого столетия.Шляхтетский кадетский корпус (Петербург) организован литературный кружок «Праздное время, в пользу употреблённое». Создание детских парков по приказу Екатерины 2 для её внука, будущего императора России Александра 1.
Конец 19-ого века Добровольная деятельность интеллигенции по просвещению и воспитанию взрослых г-книга В.П.Вахтерова «Внешкольное образование народа».
1905 г. В Москве создан кружок из представителей интеллигенции с целью развития рабочей молодёжи.(музыка, пение, рисование, театр, естественные науки…) Стали создаваться первые клубы для детей и первые внешкольные учреждения(посещение музеев, библиотек, хор, прогулки…)
Создатели клубов-Станислав Теофилович Шацкий и Александр Устинович Зеленко По проекту Зеленко был построен клуб и детский сад «Дневной приют для приходящих детей», создано культурно-просветительское общество «Сетлемент» для проведения культурно- просветительской работы среди молодёжи. Концепция-создание условий для эмоциональной и умственной жизни, для овладения практически значимыми знаниями г-общество закрыто « за попытку проведения социализма среди маленьких детей»
1909 -Шацкий и др. создают общество «Детский труд и отдых» открыта летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» под Калугой. Основа жизни-физический труд на кухне, в поле, самообслуживание, благоустройство.Трудовые занятия были источником знаний детей.Свободное время-игры, импровизация,музыка, пение.
Первые внешкольные учреждения Выполняли компенсирующую функцию- отсутствие у детей школьного образования, помогали организовать досуг детей.
Формирование системы внешкольных учреждений в ые гг г.-на базе учреждения «Детский труд и отдых» Шацкий организует опытно- показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР, которые составили Первую опытную станцию по народному образованию, в которую входили детский сад и школы первой и второй ступени и курсы повышения квалификации учителей.
Открыто внешкольное учреждение- Биологическая станция юных любителей природы под руководством Б.В.Всесвятского г.-открыт Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Сер.30-ых гг.-открытие спортивных школ, стадионов, детских автотрасс, клубов юных моряков, пароходств г-в бывшей Аничковой усадьбе был открыт городской Дворец пионеров.
Задачи внешкольных учреждений ых гг. Борьба за получение детьми знаний, ликвидация неграмотности; Организация досуга через проведение просветительской массовой работы; Оздоровление детей; Включение детей в социалистическое строительство. Принципы деятельности: массовость, общедоступность,самодеятельность, инициативность,разнообразие форм. Учёт индивидуальных особенностей.
Идеи С.Т.Шацкого и А.С.Макаренко Признаки клубной (внешкольной) работы- творчество и самоорганизация. Работа кружка должна иметь реальную общественную пользу. Идея детского самоуправления. Все воспитанники должны привлекаться к выполнению организаторских функций.Истоки педагогики сотрудничества.
Политизация работы внешкольных учреждений и внеурочной работы в школе. Постановление ЦК ВКП(б) 1931 г. «О начальной и средней школе»(вытеснение разнообразия, повышение успеваемости) Централизованное управление, подчинение пионерской организации всех форм ДО, пионерская организация включена в систему образования (школу, дворцы и дома пионеров)
В течение 20-лет формировалась система дополнительного образования детей В 1950 гг.в Советском Союзе было 1297 дворцов и домов пионеров и школьников,66 экскурсионно-туристских станций,110 детских парков, 417, 180 детских театров. Три направления деятельности: учебно- кружковая работа, массовая работа, методическая работа.
60-ые годы- «годы оттепели» Новый подъём внешкольной работы. Создание КЮФ(коммуны юных фрунзенцев) автор И.П.Иванов, методика коллективных творческих дел г.-первый коммунарский сбор в ВПЛ «Орлёнок».Возрождение идей А.С.Макаренко
70-80-ые годы Сформировалось содержание и формы работы внешкольного учреждения. До в школе представлено факультативами, кружками, секциями. «Узурпация школы». Предельная идеологизация и тотальное дисциплинированные. Методичекие рекомендации отличались регламентацией, шаблонностью. Разрабатывалась концепция комплексного подхода к воспитанию.
90-ые годы.Трансформация сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования детей (статья 26). Появление новых видов детских объединений и формы ДО.(школы раннего развития, центры детского творчества, агроэкологический центр и др. «Отпала» идеологическая функция (деидеологизация и деполитизация); Усиление функции социальной защиты Работа с одарёнными детьми. Появление образовательной программы Изменения в методических функциях Всероссийский конкурс «Сердце отдаю детям»