ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Ребёнок будет тянуться к урокам, если он найдёт в них условие для более интересного и стремительного движения своей жизни. Ш. А. Амонашвили Лапикова Алла Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с изучением отдельных предметов г. Ярцева
Как сделать урок окружающего мира значимым? Сформировать устойчивый интерес, тягу к познанию всего неизвестного Создать условия для приобретения знаний в процессе активной познавательной деятельности Использовать природные данные ребёнка: любопытство, способность удивляться, любознательность.
Приоритетные задачи современной школы Личностное развитие учащихся Активная позиция в учебном процессе Активная практическая и мыслительная деятельность Наличие у учеников необходимого познавательного инструментария
Разнообразные виды деятельности: Работа в группах, парах; Разрешение созданных противоречий; Использование заданий с избыточными или недостающими данными; «Ловушки» (нарушение способа действия); Моделирование; Экспериментирование; Игра (творческие игры, игры с правилами, игровые обучающие ситуации)
Театральная педагогика Воспитывают самостоятельность, инициативность, чувство коллективизма Повышают познавательную активность Создают положительный эмоциональный фон занятия Способствует осознанному усвоению материала
Проектная деятельность Метод моделирования Художественная и научно- познавательная литература Технология критического мышления Информационные технологии Использование фольклорного материала
Проектная деятельность Задачи: -поддержка детско-родительской инициативы с ориентировкой на социально и культурно-значимый результат; -развитие общих коммуникативных, познавательных, регулятивных) и специальных (художественных, музыкальных, математических и др.) способностей.
Метод моделирования Моделирование включено в требования к метапредметным результатам: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и познавательных задач – и, следовательно, должно активно присутствовать на уроках окружающего мира.
Этапы знакомства с методом моделирования 1. Ознакомление школьников с символами, знаками 2. Использование в учебном процессе схем, чертежей, постепенное привлечение школьников к их построению. (Это уже моделирование, но пока еще для школьников неосознанное). 3. Ознакомление с понятием модель 4. Расширение круга изучаемых объектов, явлений с привлечением моделирования
Примеры модельных форм Компьютерный вариант «Живая модель» – имитация движения планет самими детьми Демонстрация вращения мячика и освещение его лампой Модель из детского конструктора или модель из бумажных кружочков
Заключение Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к урокам окружающего мира. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых. Использование рассмотренных приёмов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу окружающий мир. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство.