Психологическая коррекция эмоциональной сферы как одно из средств профилактики социальной дезадаптации школьников с интеллектуальной недостаточностью. Педагог – психолог Евглевская А.Ю ГБСКОУ школа 13 Приморского р-на г.Санкт- Петербурга
Цель: Помочь детям с интеллектуальной недостаточностью стать более социально адаптированными через овладение элементарными приемами психологической саморегуляции и познание самого себя, человеческих отношений.
Основные направления коррекции. Смягчение эмоционального дискомфорта у детей. Повышение их активности и самостоятельности. Устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, застенчивость, замкнутость. Коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Используемые методы. Игротерапия Арт. - терапия Аутогенные тренировки Поведенческий тренинг Специальные методы, направленные на устранение имеющегося дефекта Анализ ситуации Ролевая игра
Содержание коррекционного воздействия. Индивидуальные и групповые формы работы с целью коррекции эмоциональных нарушений детей с интеллектуальной недостаточностью через оптимизацию межличностного взаимодействия.
Новизна Разработка системы коррекционных занятий, позволяющей обучать детей с интеллектуальной недостаточностью приемами саморегуляции; Нахождение, апробация и отбор методов, помогающих детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию.
Этапы психологической коррекции. 4 класс. Подготовка учащихся к переходу обучения в среднее звено. Программа «Культура эмоций». 5 класс. Обеспечение успешности адаптации к предметному обучению. Программа адаптационных встреч для пятиклассников. 1 класс, Обеспечение успешной адаптации к ситуации школьного обучения. Программа «Солнышко».
Программа «Основы коммуникаций» 1- 4 класс. Цели: Обеспечение адаптации детей к школе, классу, учителям, воспитателям, социуму. Развитие самосознания ребенка, обучение анализу своих чувств, своих поступков. Обучение успешному взаимодействию детей друг с другом, с учителями, другими людьми. Воспитание конкретных жизненно необходимых навыков и умений. уважать себя, опираться на самого себя, исходить из своих реальных возможностей; эффективно взаимодействовать, общаться; справляться с волнением и стрессом; делать выбор и принимать решения; сопротивляться и противостоять.
«Новичок в средней школе» программа адаптационных встреч для пятиклассников. Формирование у учащихся представления о себе, навыков взаимодействия с другими людьми, развитие навыков уверенного поведения. Ознакомление учащихся с разными формами коммуникации, с нормами и правилами поведения на новом этапе школьной жизни. Создание условий для снижения тревожности, развития навыков сотрудничества со сверстниками, выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.
Результативность. В процессе работы повышается внимание и доброжелательность детей по отношению друг к другу и окружающим их людям. Эмоции детей совершенствуются, развивается способность к эмоциональной саморегуляции. Уменьшается степень эмоционального неблагополучия ребенка.
Используемые технологии, дающие положительный результат. П Р Т Музыко терапия Музыко терапия Арт- терапия Пове- денчес- кий тренинг Специальные методы, направленные на устранение имеющегося дефекта.
Психорегулирующие тренировки (ПРТ). Смягчение эмоционального дискомфорта у детей; Обучение приемам релаксации; Развитие навыков саморегуляции самоконтроля поведения. 1 этап – успокаивающий (вербально – музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения); 2 этап – обучающий (обучение релаксирующим упражнениям); 3 этап – восстанавливающий (коррекция настроения, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов).
Принципы психологического воздействия в арт-терапии, музыкотерапии. Завершен- ность действия. Чуткость реакции. Подбор музыки от ребенка. Осознание ребенком своих желаний и эмоций; Расширение спектра эмоций ребенка и развитие навыков адекватной вербальной и невербальной передачи собственного эмоционального состояния; Обучение ребенка навыкам саморегуляции эмоций.
Поведенческий тренинг. Трудные ситуации: Агрессивный подросток в группе; Подросток, стремящийся к доминированию и соперничеству; Наличие в группе пассивных подростков; Нежелание подростка говорить о себе; Объединение отдельных подростков в подгруппы. Вербальные -С-Структура занятий; - Интерпретация; - Убеждение; - Постановка заданий; -С-Сбор информации. Невербальные - Мимика; - Жестикуляция; - Интонация; - Проксемика. Средства воздействия
Взаимодействие психолога с другими участниками образовательного процесса, с целью достижения положительного результата. Педагог – психолог Классные руководители Логопед Воспитатели Учителя- предметники Социальный педагог Медицинская сестра Родители Педагог- организатор
Специальные методы. Метод коррекции нарушений характера; Метод фиктивной, мнимой коррекции, Метод коррекции заострения отдельных характерологических особенностей.