История происхождения термина Romanus – римский, т.е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Соотнесение с жанром романа, где обычно описывались возвышенные чувства героев. В Средние века –написание произведения на одном из новых языков романской группы./Соотнесение с романским стилем архитектуры/ В XVIII в благодаря немецким писателям становится названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму.
«Путь к свободе через красоту»: философия и эстетика романтизма И.Кант Мир, Ф.Шеллинг природа и человек - Г.Гегель вечное движение творческого духа. ВЫЗОВ ИСКУССТВУ « Не существует застывшей жизни, постоянных форм, непререкаемых догматов и вечных истин. Есть жизнь, вечно обновляющаяся, полная движения и контрастов…»
ВЫЗОВ ПРИНЯТ Август Шлегель на смену старому ( ) классицистскому искусству должно прийти новое, смело нарушающее прежние законы и принципы. Это искусство позволит художнику запечатлеть свободный порыв свободного духа, неповторимость и исключительность собственного «я», индивидуальное видение картины мира. искусству должно прийти новое, смело нарушающее прежние законы и принципы. Это искусство позволит художнику запечатлеть свободный порыв свободного духа, неповторимость и исключительность собственного «я», индивидуальное видение картины мира. «Романтик живёт не в обыденности, но создаёт свой собственный, выдуманный мир, построенный по собственным законам»
Главные эстетические принципы романтизма Неприятие реальной жизни,стремление познать непознанное. Неприятие реальной жизни,стремление познать непознанное. Исключительность романтического героя. Исключительность романтического героя. Природа как выражение стихийного начала жизни,прообраз Свободы. Природа как выражение стихийного начала жизни,прообраз Свободы. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору. Экзотика дальних стран. Экзотика дальних стран.
Что жизнь, когда в ней нет очарованья? Блаженство знать, к нему лететь душой, Но пропасть зреть меж ним и меж собой; Желать всяк час и трепетать желанья… Я не в себе живу: я лишь частица я лишь частица Того, что вкруг меня; Меня вершины гор Волнуют, а столицая столица- мне пытка… мне пытка…
Первое прибежище романтического сердца – любовь героя. Он пел любовь – но был печален глас; Увы! Он знал любви одну лишь муку. Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери» И.Гете «Страдания юного Вертера»
... Здесь ничего не ранит взор Среди природы. Лишь один позор: Колечком быть в её цепи телесной, Одной из тварей,- а душа в простор Стремится: в горы, к звёздам, в свод небесный, В ревущий океан, чтоб слиться с ними тесно…
Идеализация прошлого Стараясь заглушить последние страданья, Ты жадно слушаешь и песни старины, И рыцарских времён волшебные преданья- Насмешливых льстецов несбыточные сны.
НЕОГОТИКА
Яркая и блистательная эпоха романтической живописи романтизма «Я совсем не люблю рассудочной живописи. Теперь я вижу, что необходимо, чтобы мой беспокойный дух метался, переделывал, испробовал сотню приёмов, прежде чем прийти к окончательному решению». Эжен Делакруа Эжен Делакруа
Герой романтической эпохи
В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма
Современность глазами романтиков
Значение романтизма Отражение всей сложности переходной исторической эпохи от классицизма к реализму. Провозглашение ценности отдельной человеческой личности и полной свободы художественного творчества от сковывающих его норм и правил. Феноменальность романтизма в том, что он трансформировался в другие стилевые течения:неоромантическая музыка Р.Вагнера, живопись прерафаэлитов, связь с символистами конца XIX века, своеобразное воплощение в искусстве модерна.