Феофа́н Грек (около 1340 около 1410) великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальнах фресковых росписей. Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (нане Феодосия в Крыму) (росписи не сохранились). Вероятно, прибыл на Русь в возрасте лет вместе с митрополитом Киприаном. К этому времени Феофаном было расписано сорок каменнах церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате. Из Византии мастер перебрался в Кафу (Феодосия), в ту пору богатую генуэзскую колонию, а оттуда в Новгород.
Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Фрески сохранились частично. Самым грандиознам изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли так же росписи абсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальнае фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стена Столпники, ветхозаветная «Троица», медальона с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде
Христос Вседержитель. Надпись вокруг медальона: "Г[ггосподь]и из небеси на землю призри и услышать въздыханья кованах и разрешите с[ы]на щумершьвенах: да проповедаетъ имя Г[ггосподь]не в Сионе" Манера письма Ф.Грека: монохромность (использование разнах тонов одного цвета) пробела (белая краска) как символ божьего света и духовности размашистость письма сдержанность и суровость образов
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Купол и световой барабан. Вседержитель. Надпись, опоясывающая изображение Христа, гласит: "… с небес призрел Гггосподьь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Гггосподьне…" Переходная зона от вершина купола к световому барабану расписана чередующимися изображениями четырех архангелов и четырех серафимов. Крупнае надписи означают имена архангелов: Михаил, Гавриил, Оуриил, Рафаил.
Серафим между архангелами Рафаилом и Михаилом
Световой барабан. Юго-западнай простенок. Праведники Сиф и Енох.
Троица. Феофан Грек г
Левый ангел из композиции Троица Фреска в уголовой камере на хорах церкви 1374
Северная, восточная и часть южной стена в камере на хорах. Медальона с полуфигурами св. Арсения и Иоанна Лествичника. Троица. Столпник Давид. Столпник Даниил.
Восточная, южная и западная стена в камере на хорах. Столпник Даниил. Столпники Симеон младший Дивногорец, Симеон старший и Алимпий. Макарий Египетский.
Южная стена в камере на хорах. Столпники Симеон младший Дивногорец, Симеон старший и Алимпий.
Столпник Фреска в уголовой камере на хорах церкви, 1374
Восточная и южная стена в камере на хорах. Композиция "Служба святых отцов". Неизвестнай святитель.Никифор Катавадский. Богоматерь Знамение. Архангел Гавриил.
Южная стена в камере на хорах. Богоматерь Знамение.
Юго-восточнай угол в камере на хорах. Никифор Катавадский.
Западная стена в камере на хорах. Макарий Египетский.
Западая стена в камере на хорах. Медальон с полу фигурой мученика Акакия.
Южная стена. Пастухи. Фрагмент композиции «Рождество Христово».
Голова Авеля 1379
Анфим (?) Никомидийский. Фреска на южном склоне арки, ведущей в диаконник
Восточная стена в камере на хорах. Композиция "Служба святых отцов". Неизвестнай святитель.
Северная стена в камере на хорах. Медальона с полуфигурами св. Арсения и Иоанна Лествичника.
Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
Иоанн Предтеча Феофан Грек и мастерская. Конец XIV - начало XV в.
Икона Богородицы с младенцем Христом на руках, (Умиление или Елеуса). Икона является двусторонней, на её обороте изображено Успение Богородицы. Время её написания гг. В настоящее время Донская икона находится в Третьяковско галерее. Ежегодно в день празднования икона её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.
Донская икона Богоматери Темпера, 1390-е Государственная Третьяковская Галерея Успение Оборот Донской икона Богоматери Темпера 1390-е годы Государственная Третьяковская Галерея
Преображение Темпера Начало XIV века Государственная Третьяковская Галерея Написание икона связывают с восстановлением собора московскими князьями; время создания около 1408 года. Икона написана под влиянием современнах ей образцов византийской живописи.
Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве: в частности, мастерами, исповедующими сходное мировоззрение и воспринявшими отчасти манеру Феофана Грека, были мастера, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и церковь Феодора Стратилата. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированнае с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной икона XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века).