Использование технологии исследования на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 с углублённым изучением английского языка города Александрова Владимирской области Т.И. Куприяновой
Образовательный стандарт Литература Воспитание духовно-развитой личности, обогащение жизненного, эстетического опыта школьников; Развитие познавательных интересов, интеллекта, творчества, устной, письменной речи; Освоение знаний о русской литературе; - овладение умениями творческого чтения, анализа художественного произведения.
Образовательный стандарт основного общего образования Русский язык. Воспитание гражданственности, патриотизма, любви к русскому языку Совершенствование речемыслительной деятельности, свободное владение литературным языком Освоение знаний о русском языке, его устройстве, нормах, этикете
Из истории исследовательского метода «Метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте» (Б.Е. Райков, учёный- биолог, 1924 г.)
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ научить школьников самостоятельно добывать знания; научить пользоваться различной литературой; уметь работать с компьютерными программами; уметь публично защищаться
МЕХАНИЗМ ИССЛЕДОВАНИЯ Определение объекта исследования; Выявление проблемы, определение темы; Выдвижение гипотезы (цели, задачи исследования); Изучение теоретико-литературного материала; Анализ собственных суждений, выводов; Оформление результатов исследований; Защита результатов исследования (различные формы)
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПРЕДЕЛИТЬ ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СТЕПЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ; РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ; ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО РЕШЕНИЮ НОВЫХ ДЛЯ НИХ ПРОБЛЕМ; ПРОВЕСТИ МОНИТОРИНГ ПО ОТСЛЕЖИВАНИЮ ДИНАМИКИ РОСТА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Виды деятельности учащихся по исследованию текста Выразительное чтение, сжатые пересказ, составление сценок (игра-исследование); Составление цитатного плана, конспективное изложение результатов анализа произведения; Сопоставление в тематическом, историко- литературном планах произведений одного или разных авторов; Защита докладов, сообщений, рефератов, участие в диспутах, создание сочинений разных жанров, мультимедийных презентаций
Диагностический блок ЧЕЛОВЕК ЗАПОМИНАЕТ: (исследования немецких учёных-психологов) 10% от того, что читает; 20% от того, что слышит; 30% от того, что видит; 50 – 70% от участия в диспутах; 80 – 90% от самостоятельной мыслительной деятельности и формулировки собственных выводов
Используемые диагностические методики Н.И. Дереклеева. «Научно-исследовательская работа в школе А.И. Савенков. «Определение первичной направленности интересов школьников (12 – 15 лет) для объективного суждения об их способностях («Палитра интересов») Прогноз успехов в сферах деятельности, основывающихся на использовании языковых средств; Тест на выявление проблем, препятствующих учащимся заниматься поисковой деятельностью; Диагностика развития познавательных функций (восприятие, память, внимание)
Показатели учебных умений на творческом уровне Характеристика творческих умений 2011 – 2012 уч.год 7 «В» 2012 – 2013 уч.год 8 «В» Имеют развитую интуицию 31,2%34,4% Имеют способность к риску 20,3%20,9% Способны осмыслить авторскую позицию 46,6%47,2% Умеют вступать в диалог 30,6%31% Способны к самостоятельным выводам 32,5%33,1%
Исследовательские находки учащихся на уроках литературы и русского языка Речь в защиту имени существительного (5-6 кл.) Русский язык на грани срыва? Боремся со сквернословием (9 – 10 кл.) Наречие – самая старейшая часть речи (7 кл.) Ярославна Евфросинья… Кто она? Соединение исторического, реального, с вымышленным (по «Слову о полку Игореве…») Сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений «Осени» А. Пушкина и «Творчества» А. Фета
В Ы В О Д Ы * Содержание произведения русской классической литературы бесконечно, и каждому новому поколению учащихся предстоит исследовательская работа; * Растущему читателю с помощью учителя надо «подниматься выше самого себя, это признак здорового обучения, и поможет в этом исследование» (Л. Выготский); * Исследовательская работа учащихся способствует совершенствованию читательской деятельности через восприятие, воображение, систематизацию впечатлений и ведёт к росту творческого потенциала учащихся