Академическая двуязычная серия «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» Академическая двуязычная серия «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»
научные статьи; корпус фольклорных текстов с переводом на русский язык; научный комментарий; музыковедческий раздел; аудиоприложение на компакт-диске (ранее – на грампластинке); фотоиллюстрации; словари и указатели. Состав томов Серии
Сибирский федеральный округ Алтайский край Забайкальский край Красноярский край Иркутская область Кемеровская область Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область
Коренные малочисленные народы, проживающие в СФО (по данным Всероссийской переписи населения России в 2010 г.)
Экспедиции сектора фольклора: тувинцы-тоджинцы Тувинка-тоджинка демонстрирует традиционный котел – «паш». Поселок Тоора-Хем, Республика Тыва, 2003 год.
Экспедиции сектора фольклора: кеты Виктор Харлампьевич Бальдин играет на пымыле - кетском варгане. Считается, что кетский деревянный варган - один из самых архаичных подобных инструментов в Северной Азии. Село Келлог Красноярского края, 2005 год. Александр Максимович Котусов – исполнитель личных песен. Село Келлог Красноярского края, 2005 год.
Экспедиции сектора фольклора: теленгиты Теленгитская юрта. с. Саратан Улаганского р-на, 2008 год. Теленгитка в традиционной одежде. Кош-Агачский р-н, с. Кокоря, 2005 год.
Экспедиции сектора фольклора: чалканцы Анна Черноева, исполнительница балканских народных песен. Село Артыбаш Турочакского района Республики Алтай, 2006 год.
Экспедиции сектора фольклора: кумандинцы Бубны (Красногорский район)из коллекции краеведческого музея г. Бийска. Алтайский край, 2008 год.
Экспедиции сектора фольклора: кумандинцы Евдокия Александровна Шатабалова, исполнительница кумандинских народных песен. Красногорский район Алтайского края, 2008 г.
Причины угасания языка и фольклора коренных малочисленных народов Сибири Отрыв Отрыв от традиционного уклада жизни Сужение Сужение сферы использования национального языка и фольклора в образовании, управлении, в массовой коммуникации и в быту Утрата Утрата языка и традиционной народной культуры Активное воздействие зарубежных религиозных организаций, уничтожающих самобытную культуру народов
Пути трансляции языка и культуры Традиционный От поколения к поколению нарушен Поддерживающий Научное описание языка и фольклора с учётом всех его региональных вариантов Обязательное обучение национальному языку и преподавание на нём в школах
Что влияет на степень сохранности языков и фольклора? Количество носителей языка и хранителей традиционной культуры Востребованность в сфере образования, управления, производства, в быту Компактность проживания носителей языка Самосознание этноса
Возможности науки в деле сохранения языков и фольклора Фиксация Полевые исследования, сбор и публикация фольклорных текстов Описание бесписьменных языков для создания алфавитов Создание толковых и орфографических словарей
Возможности науки в деле сохранения языков и фольклора Публикация Публикация фольклорных произведений Создание учебной литературы: букварей, книг для внеклассного чтения, учебников на национальных языках, школьных учебников русского языка для малочисленных народов
Возможности науки в деле сохранения языков и фольклора Популяризация Лекции в школах, вузах, открытые лекции для широкой аудитории Выставки и презентации фото- и видеоматериалов, показ документальных фольклорно- этнографических фильмов Проведение «Дней науки»
Рекомендации по сохранению традиционной культуры коренных малочисленных народов Создание целевой программы, направленной на сохранение, поддержку и возрождение традиционной культуры, с привлечением к ее разработке ученых. Формирование системы госзаказов научным и образовательным учреждениям для проведения исследований, создания пособий, учебников по языкам, фольклору и традиционной музыкальной культуре, хореографии Финансирование экспедиционной работы в местах проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Поддержка научных исследований в области филологии и этномузыковедения для описания языков, фольклора и традиционной музыки Создание льготных условий для поступления в вузы абитуриентам- представителям коренных малочисленных народов Обязательное обучение национальному языку и преподавание на нём в школах, усовершенствование алфавитов и орфографии Финансирование изданий современных иллюстрированных учебных пособий по традиционной культуре Внедрение в дошкольную программу ознакомительных занятий по традиционной культуре коренных малочисленных народов, проживающих в конкретном регионе (через игры, песни, народные танцы)
Эколого-этнографический детский лагерь В летнем лагере дети знакомятся с традиционными занятиями эвенов (охота, оленеводство) и изучают природу родного улуса. Пос. Улахан-Чистай Момского улуса Республики Саха (Якутия). Фото 2007 г.
Пути реализации предложенных мер Система конкурсов различного уровня - федерального, регионального, областного значения Тесное сотрудничество научного сообщества, органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления Практическое внедрение научных результатов в образовательную программу школ и вузов
Благодарим за внимание!