Нестерова Ирина Петровна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 183 имени Р. Алексеева
Текстоцентрический подход на уроках русского языка как одно из условий формирования метапредметных навыков
противоречие между возрастающими требованиями, предъявляемыми к уровню сформированности навыков работы с текстом, и недостаточной подготовкой учащихся к выполнению текст о ориентированных заданий ЕГЭ противоречие между активно-деятельной природой ребёнка и репродуктивными методами обучения Актуальность
Цель педагогической деятельности Создание условий для самореализации личности через развитие творческого потенциала, интеллектуальных и коммуникативных компетенций путём применения на уроках русского языка текст о ориентированных технологий, формирующих метапредметные навыки.
Применение приобретенных знаний, умений и навыков на мета предметном уровне Формирование ключевых компетентностей Текстоориентированное обучение Ведущая идея
Методологическая основа Чему учить? Обновлено содержание курса, усилена деятельностная составляющая Ради чего учить? Уточнены цели обучения, усилен деятельностный аспект целеполагания Как учить? Расширены методические приемы, обновлены средства обучения, позволяющие реализовать деятельностный подход Системно-деятельностный подход провозглашён в новых ФГОС основой современного образовательного процесса
Системно-деятельностный подход Формы деятельности проектная исследовательская исследовательская игровая рефлексивная контрольно- оценочная творческая
Идеи нового ФГОС ставят перед учителем словесности следующие задачи:
Технология опыта Исследовательская деятельность Проектное обучение Текстоцентрический подход Системно-деятельностный подход ИКТ-технологии
Работа по формированию и развитию лингвистической (языковедческой) компетенции коммуникативной компетенции культуроведческой компетенции
Ведущей является коммуникативная компетенция
Текстоцентрический подход Чтение, понимание, интерпретация текста, создание собственного текста – это основные общеучебные умения, благодаря которым возможно обучение вообще.
Основные задачи текст о ориентированных уроков : углубить систему теоретических знаний сформировать навыки анализа текста от анализа перейти к синтезу, к восприятию целостности текста научить создавать и редактировать собственные тексты применять приобретенные навыки работы с текстом на мета предметном уровне
Класс Ведущие направления работы 5-6Выявление системы языковых средств всех уровней 7Использование языковых средств в текстах разных стилей; составление собственных текстов 8Практическое использование языковых средств в текстах разных жанров 9-11Анализ текстов на межпредметной основе Система работы на уроках русского языка
Дидактичекие возможности УМК под редакцией С.И.Львовой по работе с текстом Адекватно понимать содержание прочитанного или прослушанного текста Извлекать информацию из разных источников, перерабатывать её, систематизировать и предъявлять разными способами Проводить многоаспектный анализ текстов разных стилей и жанров Редактировать текст, исправляя недочёты в содержании и языковом оформлении Самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (устное или письменное)
Ожидаемые результаты обучения ПРЕДМЕТНЫЕ Знаниевые Деятельностные Компетентностные МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Коммуникативные Познавательные ЛИЧНОСТНЫЕ Аксиологические Морально - этические Индивидуально - личностные
Диагностика сформированности метапредметных навыков при работе с текстом Формы: 1)опросы и анкетирования учащихся и их родителей. 2)анализ качества выполнения учащимися творческого задания на ЕГЭ по русскому языку и обществознанию Вопросы: 1. Чему я научился, работая с текстом на уроках русского языка 2. Какие навыки работы с текстом, приобретенные на данных уроках, я использую на других занятиях? Ответы: совершенствование навыков работы с текстом на других предметах; умение выдвигать проблему, структурировать материал, выстраивать причинно-следственные связи; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность; умение работать с разными источниками и находить информацию; совершенствование коммуникативных навыков
Эффективность педагогического опыта График повышения качества выполнения творческого задания ЕГЭ по русскому языку (часть С) учебный год График повышения качества выполнения творческого задания ЕГЭ по русскому языку (часть С) учебный год
График повышения качества выполнения части С ЕГЭ по обществознанию учебный год График повышения качества выполнения задания С 9 ЕГЭ по обществознанию учебный год Эффективность педагогического опыта
Внешняя результативность педагогического опыта
Методика В.Н.Капустина Мониторинг обученности учащихся 8 класса Внутренняя результативность педагогического опыта
Мониторинг обученности учащихся 11 класса Мониторинг обученности учащихся 10 класса Внутренняя результативность педагогического опыта
Конференции: Участие в работе VII научно-практической конференции «Пушкин и русское искусство XIX – XXI веков» Семинары: 1. для учителей-словесников Сормовского района «Дидактические возможности УМК по русскому языку под редакцией С. И. Львовой и В. В. Львова» 2. для победителей окружного конкурса «За нравственный подвиг учителя» 3. для победителей муниципального этапа конкурсов профессионального мастерства Материалы, готовящиеся к печати: Программа элективного курса по русскому языку «Готовимся к ЕГЭ» Тиражирование опыта: 1. Выступления на заседаниях педагогического совета школы 2. Доклады на заседаниях методического объединения учителей- словесников школы Сайт: www. nesterovairina.tw1. ru Участие в конкурсах профессионального мастерства Формы диссеминации опыта
Рефлексия педагогического опыта: Обозначенные противоречия и проблемы в обучении еще не решены, однако можно с уверенностью сказать, что системное, целенаправленное применение инновационных технологий дает стабильный положительный результат, помогает и учащимся и учителю развиваться, совершенствоваться, что способствует самореализации личности.
Перспективы педагогической деятельности Дальнейшая ориентация на интенсивное интеллектуальное развитие обучающихся, целенаправленное формирование всех видов речевой деятельности, углубление связи родного языка с другими предметами.
Спасибо за внимание!