Агрессия – это целенаправленное поведение индивида (группы индивидов), причиняющее психологический, физический либо материальный вред другому человеку, группе людей, и/или самому себе.
Классификация видов агрессии: Разделение по направленности на объект Гетероагрессия - направленность на окружающих Аутоагрессия - направленность на себя: Разделение по причине появления Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт) Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов Разделение по целенаправленности Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту Разделение по открытости проявлений Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии Разделение по форме проявлений Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса Физическая- прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.
Факторы агрессивного поведения 1. Семья как фактор становления агрессивного поведения 2. Взаимоотношения со сверстниками 3. Средства массовой информации как фактор усвоения ребенком моделей агрессивного поведения
Критерии для определения агрессивности учащихся Часто теряет контроль над собой Часто спорит, ругается со взрослыми Часто отказывается выполнять правила Часто специально раздражает людей Часто винит других в своих ошибках Часто сердится и отказывается сделать что- либо Часто завистлив, мстителен Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих
Показатели агрессии по методике Басса-Дарки Физическая агрессия Вербальная агрессия Косвенная агрессия Негативизм Раздражительность Подозрительность Обида Чувство вины (аутоагрессия)
Результаты опросника Басса-Дарки"
Средние значения показателей проявления форм агрессии у мальчиков и девочек Формы агрессивности Физичес- кая агрессия Косвен- ная агрессия Раздражи- тельность Негати- визм Обида Подозри- тельность Вербаль- ная агрессия Чувство вины. Показатели (девочки) 5,84,55,22,84,76,26,86,0 Показатели (мальчики) 6,64,34,42,94,45,26,65,3
Факторы суицидального риска Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Атисуицидальный фактор. Фактор, который снимает глобальный суицидальный риск.
Результаты опросника суицидального риска
Работа классного руководителя по преодолению агрессивного поведения у подростков Воспитательно-коррекционная работа Профилактическая работа Работа с родительской общественностью Индивидуальная работа
«Только любовь порождает добро, тогда как зло – только ненависть и агрессию» (К. Роджерс).