ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Наталья Плоская
Оценка качества деятельности учителя связана с введением новой системы оплаты труда, которая предусматривает стимулирующую часть фонда оплаты труда за качество работы. Для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда необходимо иметь набор показателей (требований, основанных на государственных и региональных приоритетах). Важно научиться измерять результаты обучения, квалификацию педагогов, найти взаимосвязь между этими данными. Для этого необходимо проведение рейтинговой оценки. 2
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В ПРОЦЕССЕ РЕЙТИНГА: оценка уровня преподавательского состава; выявление позитивных и негативных тенденций в работе; определение более результативных работников в образовательной деятельности; создание базы данных; изучение динамики изменения результатов; получение полной объективной информации о результатах деятельности. 3
В школе должен быть «Рейтинговый лист» - документ, состоящий из базового набора критериев предложенных коллективом учителей, администрацией, представителями родительской общественности, необходимо определить процедуру сбора информации, её оценки с помощью оценочного листа. 4
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЁХ БЛОКОВ, БЛОКИ СООТВЕТСТВЕННО, ИЗ КРИТЕРИЕВ И ОЦЕНОК. 5
I БЛОК «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ» итоговая аттестация учащихся; самоопределение выпускников; внеурочные достижения учащихся (итоги олимпиад, научно-практических конференций, спортивные достижения и т.п.); занятость учащихся внеурочной деятельностью. 6
II БЛОК «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ» занятость детей дополнительным образованием; активность учащихся во внеурочной деятельности; участие школьников в спортивных соревнованиях, фестивалях и т.п.; детские объединения и организации в образовательном учреждении; количество учащихся, отмеченных дипломами, грамотами, премиями, грантами разных уровней; школьные средства массовой информации, сайт, СМИ; работа с детьми («проблемные») из социально незащищенных семей; организация труда и отдыха учащихся в летнее время и т.д. 7
III БЛОК «РЕСУРСНOЕ ОБЕСПEЧЕНИЕ ОБPАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДEНИЯ» развитие кадрового потенциала (профессиональная компетентность, квалификация педагогов, участие педагога в проектной деятельности и т. п.); участие педагогов в конкурсах, выставках, распространение опыта через средства массовой информации и других мероприятиях по обмену опытом и роста профессионального мастерства; использование информационной и компьютерной базы в учебно-воспитательной работе; работа на пришкольном участке, использование спортивного зала, учебных мастерских; обеспечение горячим питанием учащихся. 8
IV БЛОК «ЭФФЕКТИВНOСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ УПРАВЛЕНИЯ» результативность деятельности административной группы учреждения; уровень квалификации директора и его заместителей; участие общественных органов в управлении ОУ; привлечение внебюджетных средств. 9
Используя рейтинговую систему оценки результатов деятельности педагога и школы в целом, следует выставлять баллы по каждому показателю, используя шкалу оценок от «0» до «10» баллов и внося их в рейтинговую таблицу. 10
Для рейтинговой таблицы возможны следующие разделы: проведение открытых уроков; выступления различного рода (методические семинары, объединения, научно-практические конференции, семинары и др.); инновационная деятельность участие в программах повышенного уровня личные олимпиадные первенства учащихся (учитывать только призовые 1-3-и места) победитель +2, призёр +1; личные первенства в исследовательских конференциях (см. п.5 ); методические публикации; самообразование (степень ценности работы); оценка уровня реализации работы; участие в профессиональных конкурсах (победитель +2 балла, призёр +1 балл). 11
Рейтинг среди учителей стимулирует более или менее успешных среди них. По полученным показателям можно судить о деятельности образовательного учреждения, а также использовать их для стимулирования в оплате труда педагогов. 12