Краевой конкурс на лучшую презентацию проекта «Территория права» Тема: Право на мирные демонстрации, митинги, шествия и собрания Краевой конкурс на лучшую презентацию проекта «Территория права» Тема: Право на мирные демонстрации, митинги, шествия и собрания Выполнил студент ККИТС, группа 1321 Степаненко Максим Руководитель Г. К. Моисеева
Цель: Сформировать представление о юридических границах реализации гражданами России своего конституционного права на проведение мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий «Закон сильнее власти»
Содержание: Введение 1. Нормативно-правовое регулирование права на мирные собрания 2. Практика проведения мирных собраний Выводы и рекомендации Использованные источники
Введение Свобода мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований - неотъемлемый и основополагающий элемент правового статуса гражданина любого демократического государства. Целью перечисленных выше публичных мероприятий является доведение до сведения органов государственной власти и всего общества в целом коллективного согласия или несогласия с внутренней и внешней политикой государства, с действиями его отдельных органов и должностных лиц, а также с позицией или действиями каких-либо общественно-политических сил. Таким образом, обеспечение свободы мирных собраний следует рассматривать как важную гарантию участия граждан в управлении делами демократического государства. Ограничение этой свободы иначе, нежели на основе разумных, понятных всем гражданам и универсально применяемых законов - есть отступление от базовых принципов конституционного строя демократического государства, угроза его подлинной стабильности.
Вместе с тем нельзя, конечно, не сказать и о том, что ничуть не меньшей угрозой стабильности демократического государства и всего общества является злоупотребление свободой мирных собраний и, в частности, использование ее для выдвижения антиконституционных экстремистских лозунгов, для провоцирования общественных беспорядков и иного посягательства на права и интересы граждан.
1. Нормативно-правовое регулирование права на мирные собрания Право граждан собираться мирно и без оружия как одно из важнейших политических прав закреплено в целом ряде международных и национальных нормативно-правовых документов. Международный пакт о гражданских и политических правах, определяет, что право человека на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом в интересах обеспечения государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
2. Практика проведения мирных собраний Действующий Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" позволяет гражданам реализовать свое конституционное право собираться мирно и без оружия. Многое, однако, зависит от способности органов власти применять этот вполне соответствующий Конституции Российской Федерации закон единообразно и аполитично, то есть не подразделяя организаторов и участников публичных мероприятий на нравящихся и не нравящихся и соответственно не предоставляя режима наибольшего благоприятствования первым в ущерб вторым. Сила, справедливость и сама сущность любого закона в том, что он один для всех.
Конституция Российской Федерации гарантирует, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.
Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах: 1) законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; 2) добровольность участия в публичном мероприятии.
Закон дает четкую формулировку каждому публичному мероприятию, в соответствии с которым: 1) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; 2) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно- политического характера; 3) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; 4) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Наряду с общепринятыми формами публичных мероприятий, существуют и неофициальные формы. Наример: Флэшмоб (от англ. flash mob flash вспышка; миг, мгновение; mob толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа»). Сбор участников флеш-моба осуществляется посредством связи (в основном это Интернет)
Основными принципами флеш-моба являются: спонтанность в широком смысле; отсутствие централизованного руководства, избранного командира; отсутствие каких-либо политических, финансовых или рекламных целей; отказ от освещения флеш-моба в СМИ. Если же в публичное мероприятие ставит политические цели (например, выражение протеста результатам выборов), а также привлекает к своим действиям представителей средств массовой информации, желая с их помощью добиться широкого освещения акции среди населения, то так называемый «флэшмоб» выходит за рамки своего определения и с точки зрения закона является несанкционированным митингом. В случае проведения несанкционированных митингов органы местного самоуправления имеют право сначала предупредить участников мероприятия о прекращении митинга, а затем, в случае продолжения незаконного публичного мероприятия, принять меры по его пресечению.
В нынешних условиях перед гражданским обществом и государством стоит задача - научиться строго и единообразно соблюдать букву и дух действующего Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Главное при этом в том, чтобы организаторы мирных публичных мероприятий проявляли готовность к конструктивному сотрудничеству с органами власти, а органы власти в свою очередь не злоупотребляли процедурой "согласования", иными словами, не применяли ее для превращения уведомительного порядка проведения публичных мероприятий в разрешительный.
Выводы и рекомендации Анализ практики применения конституции РФ и Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" показывает, что при всей своей прогрессивности он, к сожалению, недостаточно технологичен. Четких и исчерпывающих оснований для запрета публичного мероприятия закон, как известно, не устанавливает. При этом, однако, в силу некоторой недоговоренности отдельных своих формулировок он, при известном насилии над здравым смыслом, допускает использование технической процедуры "согласования" в целях фактического запрета публичного мероприятия органом власти. Что, собственно говоря, и воспроизводит предпосылки для объективного конфликта между организаторами публичного мероприятия и органами власти.
Использованные источники: Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (в ред. от г.). «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» Федеральный закон РФ от г. 54-ФЗ. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о соблюдении на территории Российской Федерации конституционного права на мирные собрания, 2007 г. Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов -- 6-е изд., изм. и доп.// М. : Норма, с.