Проблемы и перспективы формирования туристского продукта Сочи после Олимпиады 2014 Ю.А. Барзыкин Вице-президент Российского Союза туриндустрии, Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, к.э.н. г. Сочи, январь 2014
Слайд 2 РСТ – крупнейшее межотраслевое объединение в туризме РСТ представляет интересы более предприятий туриндустрии в 10 региональных отделениях РСТ в т.ч. прямых членов 621, с учетом ассоциированных – 1377 туроператоры (305), турагенты (118) и турагентские сети (1160), туроператоры (305), турагенты (118) и турагентские сети (1160), ассоциации и союзы (34), ассоциации и союзы (34), средства размещения (60), гостиничные сети (4), управляющие компании (5), средства размещения (60), гостиничные сети (4), управляющие компании (5), страховые (18), юридические и аудиторские компании (3), страховые (18), юридические и аудиторские компании (3), выставочные (12) и IT-компании (10), выставочные (12) и IT-компании (10), учебные заведения (17), музеи (2), учебные заведения (17), музеи (2), средства массовой информации (4), средства массовой информации (4), региональные органы управления туризмом (17), региональные органы управления туризмом (17), представительства иностранных туристических администраций в России (8) и др. представительства иностранных туристических администраций в России (8) и др.
Слайд 3 Отдельные показатели деятельности туриндустрии в России в гг. Виды туризма (кол-во в млн. человек) 2012 % к прогноз % к 2012 Выездной 15,33+6%17,6+15% Въездной 2,57+10%2,83+10% Внутренний 33, % 36,8+10% В 2013 г.: средства размещения около 10 тыс. объем платных и гостиничных услуг 141 млрд. рублей число размещенных 41,1 млн. человек число ночевок 73,5 млн. Доля туризма в ВВП страны 3 %, с учетом смежных отраслей 6,5 %
Слайд 4 СТРУКТУРА ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА
Слайд 5 Наиболее посещаемые российскими туристами регионы России (данные Ростуризма)
Слайд 6 Факторы успешного развития курортно-туристских территорий Развитая транспортная инфраструктура Наличие средств размещения с высоким уровнем обслуживания Высокое качество предоставляемых услуг Транспортная доступность объектов показа Наличие квалифицированных кадров Эффективн ое формирование и продвижение туристского продукта
Слайд 7 Структура туристского турпродукта Базовые составляющие: Целеполагающие: Транспорт Лечение Транспорт Лечение Проживание Досуг, отдых Проживание Досуг, отдых Питание Спорт Питание Спорт Доходы от реализации турпродукта: 40 % - транспорт 32 % - услуги размещения, питания % - туроператорские, турагентские услуги 10 % - экскурсии, доп. услуги (3 % лечебно-оздоровительные) 8 % - покупка сувениров и др. товаров Недостатки: отсутствие эффективного госрегулирования отсутствие эффективного госрегулирования недостаток сформированных турпродуктов недостаток сформированных турпродуктов несовершенство продвижения и рекламы несовершенство продвижения и рекламы низкий уровень сервиса низкий уровень сервиса слабое использование IT-технологий слабое использование IT-технологий отсутствие эффективных стимулов для инвесторов отсутствие эффективных стимулов для инвесторов
Слайд 8 Комплекс необходимых мер 1. Развитие курорта не только как горноклиматического, но и как морского и бальнеологического, использование возможностей курорта для восстановительной и спортивной медицины. 1. Развитие курорта не только как горноклиматического, но и как морского и бальнеологического, использование возможностей курорта для восстановительной и спортивной медицины. 2. Проведение комплексных исследований, анализа и прогноза развития российского и международного туризма в проекции курорта Сочи до и после г г. в современных политических, социально-экономических условиях 2. Проведение комплексных исследований, анализа и прогноза развития российского и международного туризма в проекции курорта Сочи до и после г г. в современных политических, социально-экономических условиях 3. Создание и продвижение конкурентоспособного турпродукта до, во время и особенно после Олимпиады, ЧМ – 2018 и др. 3. Создание и продвижение конкурентоспособного турпродукта до, во время и особенно после Олимпиады, ЧМ – 2018 и др. 4. Формирование и продвижение новых турпродуктов (конгрессного, спортивного, лечебно-оздоровительного, круизного и др.) 4. Формирование и продвижение новых турпродуктов (конгрессного, спортивного, лечебно-оздоровительного, круизного и др.) 5. Включение в ФЦП и региональную программу формирование и продвижение турпродукта г. Сочи после Олимпиады Включение в ФЦП и региональную программу формирование и продвижение турпродукта г. Сочи после Олимпиады 2014
Слайд 9 Комплекс необходимых мер 6. Снижение себестоимости турпродуктов в том числе, за счет тарифного, налогового и таможенного регулирования. 6. Снижение себестоимости турпродуктов в том числе, за счет тарифного, налогового и таможенного регулирования. 7. Развитие круглогодичной программы субсидирования авиаперевозок 7. Развитие круглогодичной программы субсидирования авиаперевозок 8. Развитие социального туризма, в т.ч. для лиц с ограниченными возможностями 8. Развитие социального туризма, в т.ч. для лиц с ограниченными возможностями 9. Упрощение визовых и миграционных формальностей для туристов, в т.ч. участников деловых, спортивных и др. мероприятий 9. Упрощение визовых и миграционных формальностей для туристов, в т.ч. участников деловых, спортивных и др. мероприятий 10. Программа подготовки и повышения квалификации кадров 10. Программа подготовки и повышения квалификации кадров 11. Внедрение новых технологий: on-line продаж и бронирования 11. Внедрение новых технологий: on-line продаж и бронирования 12. Улучшение инвестиционного климата (налоговые, таможенные льготы, система "единого окна" и др.) 12. Улучшение инвестиционного климата (налоговые, таможенные льготы, система "единого окна" и др.)
Слайд 10 Основные тенденции развития рынка лечебно- оздоровительных услуг Повышение спроса на качественные лечебно-оздоровительные, спа-услуги, семейный отдых с детьми Повышение спроса на качественные лечебно-оздоровительные, спа-услуги, семейный отдых с детьми Непрерывное расширение спектра предлагаемых услуг Непрерывное расширение спектра предлагаемых услуг Возможность приобретения услуг, процедур и операций на международном рынке различающихся по качеству и стоимости Возможность приобретения услуг, процедур и операций на международном рынке различающихся по качеству и стоимости Формирование трансграничных и интегрированных турпродуктов Формирование трансграничных и интегрированных турпродуктов Сокращение длительности пребывания за счет дифференциации и интенсификации процедур (weekend, недельный тур и др.) Сокращение длительности пребывания за счет дифференциации и интенсификации процедур (weekend, недельный тур и др.) Рост оздоровительных поездок в среднем 10% в год, почти в два раза опережает темпы роста туризма в целом. Рост оздоровительных поездок в среднем 10% в год, почти в два раза опережает темпы роста туризма в целом. Расходы на оздоровительные услуги в среднем на 130% больше, чем на средние пляжные Расходы на оздоровительные услуги в среднем на 130% больше, чем на средние пляжные Применение искусственных и доставленных минеральных вод, грязей и др. ресурсов для курортного лечения Применение искусственных и доставленных минеральных вод, грязей и др. ресурсов для курортного лечения Развитие IT-технологий, интернет-порталов и online-продаж, увеличение глубины бронирования Развитие IT-технологий, интернет-порталов и online-продаж, увеличение глубины бронирования
Спасибо за внимание