ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ Учитель-логопед ГБОУ СОШ1251 дошкольное отделение 1 Насретдинова Альфия Харисовна
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). дети с нарушениями слуха дети с тяжелыми речевыми нарушениями дети с у/о дети с ЗПР дети с ДЦП дети с тяжелыми соматическими и психическими заболеваниями
Контингент детей логопункта дети с ФНР дети с ОНР дети с нарушением дети с ЗПР поведения СДВГ дети с ФФНР
Проблемы речи детей дошкольного возраста Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины
В наше время первыми начали разрабатывать мнемотаблицы и применять в работе Петербургские педагоги и новаторы во главе с Венгер Александрой Абрамовной
Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших МНЕМОКВАДРАТМНЕМОДОРОЖКАМНЕМОТАБЛИЦА
МНЕМОНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ СОСТОИТ ИЗ 4 ЭТАПОВ КОДИРОВАНИЕ В ОБРАЗЫ ЗАПОМИ НАНИЕ ПЕРЕСКАЗ ИНФОРМА ЦИИ С ОПОРОЙ НА СИМВОЛЫ ВОСПРОИЗ ВЕДЕНИЕ МНЕМО СХЕМЫ
КАК РАБОТАТЬ С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ Этап 1. Придумывание и зарисовка таблицы. Для этого каждому ребенку раздаю лист с ячейками. Рассуждаем по данной теме, выбираем основные моменты, придя к общему мнению зарисовываем в таблицу символы. Есть такие символы, которые мы используем всегда, для обозначения какого-либо действия. Этап 2. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 3. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 4. После перекодирования осуществляется воспроизведение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
МНЕМОТАБЛИЦЫ-СХЕМЫ СЛУЖАТ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАСССКАЗОВ ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ ТРАВКА ЗЕЛЕНЕЕТ, СОЛНЫШКО БЛЕСТИТ, ЛАСТОЧКА С ВЕСНОЮ В СЕНИ К НАМ ЛЕТИТ. (Плещеев)
М Грозовский. "Идёт весна по свету« Идёт весна по свету! И вот уж нет зимы. По радостным приметам весну узнали мы. Узнали по окошкам, распахнутым везде, Узнали по дорожкам, по снеговой воде. По небесам открытым, по солнечным лучам, По важным, деловитым воронам и грачам. По улице, по гибким проворным ручейкам, А дома по улыбкам любимых наших мам.
Весна На дворе звенит капель, по полям бежит ручей, на дорогах лужи.Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробираетс я медведь сквозь лесной валежник.Стали птицы песни петь,и зацвёл подснежник.
КОСМАНАВТ В тёмном небе звёзды светят. Космонавтлетит в ракете. День летит ночь летит. И на Землю вниз глядит.Видит сверху он поля, горы,реки моря. Видит он весь шар земной, шар земной - наш дом родной.
МНЕМОТАБЛИЦЫ ПРИ РАБОТЕ СО СКАЗКАМИ
МНЕМОТАБЛИЦА ПРИ ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ, ПЕРЕСКАЗОВ
СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА ИСПОЛЬЗУЯ МНЕМОТАБЛИЦУ
СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ
Использование мнемотехники (таблицы) на однокоренные слова
Результат работы мнемотехники у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». К.Д.Ушинский
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ