Вариант Сочинение на лингвистическую тему
Структура сочинения : Вступление ( Беседа о лексике и грамматике ) Назвать лексическое и грамматическое явление и привести примеры из текста ) Сделать вывод
Задание ГИА Прокомментируйте фразу известного лингвиста Г. Степанова « Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают ».
Примеры вступления Язык - это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика ( словарный запас языка ) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи ? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста
Примеры вступлений Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. « Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают », - писал ученый Г. Степанов. Высказывание ученого Г. Степанова, безусловно, справедливо, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом и свидетельствуют об уровне образованности и воспитанности человека. Попробуем доказать это.
Примеры вступлений « Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают », - писал ученый Г. Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это.
Примеры вступлений « Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают », - писал ученый Г. Степанов. Суждение лингвиста Г. Степанова вполне понятно, потому что лексика и грамматика связаны друг с другом. В тексте …….. мы видим как богатство лексики, так и разнообразие грамматики. Докажем это.
Лексические приемы русского языка Прямое и переносное значение слова ( метафоры ) Синонимы Антонимы Фразеологизмы Диалекты Повторы Эпитеты Олицетворения Сравнения Разговорная, экспрессивная лексика
Грамматические приемы русского языка Обращения Прямая речь Суффиксы в различных значениях Все явления, связанные с постановкой знаков препинания ( причастные обороты, однородные члены, неполные предложения, вводные слова и т. д.) Повелительное наклонение
Примеры : Так, в предложении 3, рассуждая о развитии таланта поэта, И. Бунин прибегает к высокой лексике : « В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу..." Буквально через несколько предложений И. Бунин уже использует экспрессивно окрашенное слово : « … все рифмы давно использованы, затрепаны ». Но это разговорное слово звучит в речи поэта уместно, нисколько не снижает качества его речи. Интересны эти предложения и с точки зрения грамматики. В том и другом используются однородные члены, которые позволяют ярче описать речевую ситуацию.
Примеры Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно - ласкательным суффиксом ` бабуля ` ( лексическое явление названо ). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке ( объяснена роль слова в тексте ). Однако в предложении существительное ` бабуля ` ещё является обращением ( названо грамматическое явление ). Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой ( прокомментировано грамматическое явление и названы основные грамматические признаки обращений ). Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью ( названа роль речевой единицы в тексте ).
Так, Б. Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика : эпитеты « нескрываемое недоверие » ( предложение 12), « вызывающая агрессия » ( предложение 24), метафора « вынули из души ».
Примеры Автор и сам переживает за своих героев, сочувствует матери, душа которой « ослепла » и « оглохла » из - за черствости троих подростков, и его отношение ко всей этой истории проявляется через выбор грамматических конструкций. Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения ( 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – 26,31,32. Из - за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём - то даже угрожающая.
Вывод : Таким образом, благодаря выбору лексики в тексте проявились те грани ситуации, которые занимали мысли автора в момент написания своего произведения, а в выборе грамматических форм отразилось его отношение, то есть то, « как » он по этому поводу думал.
Вывод : Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова : " Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают ".
Вывод : На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый - лингвист Г. Степанов.
Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По - видимому, это и имел в виду ученый Г. Степанов.