Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5 «Дельфин» комбинированного вида» Игры и упражнения на развитие и усвоение навыков полного звукового анализа Учебно-методическая разработка Учитель – логопед: Стрелковская О.Н., Шишлянникова Г.А. ВОСПИТАТЕЛЬ: ТУЛПАРОВА Н. А. ЮШКО О. Ю.
Культура речи это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.
Актуальность В современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно. Сознательное выделение звука из слова, а затем и установление места данного звука в слове является необходимыми предпосылками дальнейшего обучения грамоте. Выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. Отмечается, что хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится. Самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов сразу, без помощи, не доступно дошкольнику. Важно, чтобы помощь была квалифицированной, комплексной и поэтапной.
Изучение звуков происходит в процессе аналитико- синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки) и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков соответствующими буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой состав слова может привести к нарушениям письменной речи (дислексии и дисграфии) Овладеть звуковым анализом слова поможет предлагаемый дидактический материал, занимательные и результативные игры.
цель Овладение детьми старшего дошкольного возраста навыками звукового анализа
1. Подготовка детей к овладению письменной речью; 2. Обучение умению подбирать слова с заданными звуками, делению слов на слоги; 3. Развитие слухового восприятия, речевого слуха, фонематического восприятия; 4. Обучению навыку звукового анализа; 5. Закрепление знаний о звуках речи, их характеристиках (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой), местоположении в слове (начало, середина, конец); 6. Обучение составлению графических моделей, отражающих количество, последовательность и характеристику звуков в слове. 7. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами. 8. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения. 9. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию. Задачи
Условия реализации логопедическая группа; массовая группа; домашние условия.
Взаимодействие Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней воспитателей, узких специалистов (музыкальных работниках, инструктора по физической культуре), психолога, родителей. воспитатель Муз. руководитель родителифизруклогопед
I.Введение - Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется: непосредственное восприятие смысла слова уступает место анализу его звуко- слогового состава. Дети : - Осознают, что речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков речи, - Обучаются выделению звуков из речи, из состава слова, - Понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, - Овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква» Материал для занятий по формированию звуко - слогового анализа подбирается так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался как можно чаще.
Этапы овладения звуковым анализом 1. Изучение гласных и согласных звуков. 2 Определение места звука в слове: начало, середина, конец. 3. Проведение звукового анализа с использованием фишек. 4. Обучение полному звуковому анализу слова.
Рекомендуемые игры и упражнения на выделение звука из слова «Дружные звуки» «Утки и окуни» «Куклы заблудились» Сколько слов со звуком Ш?» Слышишь ли ты звук?» «Слушаем слова» «Топ-хлоп» «На стол! Под стол! Стучать!» «Найди пару» «Собираем урожай «Лови - не лови»
Определение места звука в слове: начало, середина, конец «Подарки гостям» «Пропускаем мы во двор слов особенный набор» «Чудесная удочка» Лото «Назови картинку и найди первый звук» «Запомни цепочку» «Нарисуй букву» (игра- перфокарта) « Распредели картинки» «Закрась окошечко, где живет звук» (игра-перфокарта)
3. Проведение звукового анализа с использованием фишек Красный обозначает гласный звук, Синий твердый согласный, Зеленый – мягкий согласный. Игры и упражнения: «Звуковое дерево» «Сигнальщики» «Чем отличаются слова?»
Обучение полному звуковому анализу слова Игры и упражнения: Вначале этапа дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звуков в слове. Позже дети могут выполнять звуковой анализ без схем. «Телеграфисты»« Поймай звук «Цветные кружочки» « Разгадай ребус»«Наборщик»«Шифровальщик»
Порядок анализируемых слов Слова из двух гласных (АУ) Из двух звуков: гласного и согласного ( УМ, ДА, ) Из трех звуков (РАК, КИТ) Из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА) Слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК) Слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ) Слова из двух слогов (СУМКА) Из 3 открытых слогов (СОБАКА)
План анализа слова 1. произнести слово и послушать его. Этот пункт исключительно важен, ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнется вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством формирования и развития у дошкольников устной речи. 2. найди ударный слог и произнеси слово по слогам. Выполняя второй пункт плана, ребёнок должен произносить слова дважды: в первый раз целиком (со звательной интонацией, которая подчеркивает ударный слог), а второй – по слогам.
3. протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора. 4. обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой). 5. выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. 6. третий звук и т.д. 7. прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя: Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько в слове слогов?
Результативность Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения и письма. Развитие звукового анализа и синтеза слов постепенно формирует навык послогового чтения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ВСЕМ УСПЕХОВ