Духовно – нравственное воспитание личности дошкольника
2
Стандартизация системы дошкольного образования 3 ФГТ ДО ФГОС ДО март 2010 январь 2014
Цели Стандарта Повышение социального статуса ДО Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования 4 Общие положения
1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2.Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ) 3.Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО 4.Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка … 5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения… Задачи Стандарта 5 Общие положения
6.Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности 7.Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей 8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей 9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей Задачи Стандарта (продолжение) 6 Общие положения
Основные принципы ДО 1.Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития 2.Индивидуализация дошкольного образования 3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений 4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности 5.Сотрудничество Организации с семьёй 6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства 7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности 8.Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей (возрастная адекватность) 9.Учёт этнокультурной ситуации развития детей Общие положения 7
ФГОС. Образовательные области Социально – коммуникативное развитиеПознавательное развитиеРечевое развитиеХудожественно – эстетическое развитиеФизическое развитие 8
Социально – коммуникативное развитие Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе… Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции… Развитие социального и эмоционального интеллекта… Формирование готовности к совместной деятельности Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе 9 Образовательные области
Познавательное развитие Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира 10 Образовательные области
Художественно - эстетическое развитие Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы Становление эстетического отношения к окружающему миру Формирование элементарных представлений о видах искусства Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Реализация самостоятельной творческой деятельности детей 11 Образовательные области
Речевое развитие Владение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте 12 Образовательные области
Физическое развитие Приобретение опыта в двигательной деятельности… Развитие физических качеств… Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики Правильное выполнение основных движений Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта Овладение подвижными играми с правилами Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами … 13 Образовательные области
Воспитание души ребёнка средствами музыки «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого» (старинная украинская мудрость)
Слушание «Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, дети осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа. Воспевание красоты родной природы»
Пение « Песня вводит детей в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, селу, детскому саду».
Музыкально – ритмические движения «Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально – духовного к конкретно - физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку.