Программа элективного курса "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку " Рабочую программу составила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Марченко Наталия Станиславовна.
Цель данной программы: целенаправленная качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации через формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности. Эта цель реализуется при решении следующих задач: - формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков; - овладение нормами русского литературного языка; - обогащение словарного запаса; - комплексная работа с текстом; - развитие речи учащихся.
Программа предусматривает разные виды деятельности учащихся: коллективную, групповую, парную, индивидуальную. Используются разнообразные методы работы: лекция, беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами. В процессе работы предусмотрен текущий и итоговый контроль.
Структура программы. Программа состоит из четырёх разделов. I раздел. Введение. Знакомит с содержанием и структурой экзаменационной работы. Ориентирован на информационную обработку текста (сжатое изложение). II раздел Предусматривает повторение теоретического минимума по разделам курса русского языка. III раздел. Ориентирован на обучение учащихся приёмам создания сочинения-рассуждения. IV раздел Предполагает практическую работу по тестам. Диагностику и коррекцию по результатам диагностики. Итоговый контроль.
Содержание программы I. Введение. Содержание экзаменационной работы. Элементы содержания экзаменационного теста: 1. Язык: фонетика, лексика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис. 2. Речь: текст, его тема и основная мысль, средства художественной выразительности. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный. 3. Орфография. 4. Пунктуация. 5. Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Структура экзаменационной работы. Часть I. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту (С1). Части II, III выполняются на основе одного прочитанного текста. Часть II. Задания с выбором ответа и с кратким ответом. Часть III.. Творческое задание. Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему (С2).
II. Теоретический минимум для подготовки к экзамену. Тематическая диагностика по разделам курса. Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Грамматика. Морфология. Грамматика. Синтаксис. Орфография. Пунктуация. Речь. Языковые нормы. Выразительность русской речи
III. Создание сочинения-рассуждения. Основные приёмы создания сочинения-рассуждения. Комментированное чтение предложенного текста. Способы моделирования вступления, основной части и заключения. Способы выражения личностной позиции. Умение аргументировать собственные высказывания. IV. Практикум по образцам экзаменационных тестов. Диагностика, коррекция по результатам диагностики. Итоговый контроль
Эффективность программы. Работа по данной программе позволяет ученику проверить свои знания, потренироваться в выполнении различных видов заданий, повторить и систематизировать важнейшие сведения по основным разделам курса русского языка.
Предполагаемый результат Качественная подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9-х классах в новой форме. Программа рассчитана на 34 учебных часа. Предназначена для работы с учащимися 9-х классов.
Литература 1. ГИА Русский язык:типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, – 80 с. (ГИА ФИПИ – школе). 2. ГИА Русский язык:типовые экзаменационные варианты: 28 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, – 192 с. (ГИА ФИПИ – школе). 3. Н.Н. Ципенко. Справочник по русскому языку (Теоретический минимум для подготовки к единому государственному экзамену). М.: Е-Медиа, В.И. Капинос, Л. И. Пучкова, А.О. Татур. Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Русский язык 9 класс. М.: Интеллект-Центр, 2007 – 144 с. 5. Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, С.И. Львова, Т.Н. Роговик. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, – 175 с. 6. М.М. Баронова. Русский язык. 400 типовых тестовых заданий для подготовки к ГИА. 9 класс. М.: АСТ: Астрель, – Е.М. Сергеева. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др.М.: Издательство Экзамен, – 159 с. 8. Т.Б.Трошева. Русский язык: ЕГЭ Сочинение-рассуждение. Методические рекомендации и тренировочные упражнения. Пермь, 2006.