Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Хабаровский краевой центр внешкольной работы «Созвездие»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Работу выполнил ученик 6 класса Стариков Иван. Работу выполнил ученик 6 класса Стариков Иван. Автор работы.
Advertisements

ВИДЫ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОШИБОК Речевая избыточность и недостаточность.
Урок русского языка в 6 классе Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных.
Free Powerpoint TemplatesPage 1 Изучение фразеологизмов в 6-ом классе.
Решение заданий В7 степени и корни по материалам открытого банка задач ЕГЭ по математике 2013 года МБОУ СОШ 5 – «Школа здоровья и развития» г. Радужный.
Выполнил ученик 6 кл. Лушников А.. Фразеология – это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:
Фразеология Фразеология раздел теоретической лингвистики, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения теоретической лингвистики.
Тема 11 Медицинская помощь и лечение (схема 1). Тема 11 Медицинская помощь и лечение (схема 2)
Тайны фразеологизмов русского языка Смолина Е. Н., учитель начальных классов.
"Слово не воробей, вылетит - не поймаешь" Подготовила Еркина Мария, ученица 9 класса МОУ-СОШ пос. Чайковского Руководитель Борзикова Лариса Викторовна,
Ребята! -Сегодня вам придётся поработать, засучив рукава. -Зарубите себе на носу: в случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и.
Фразеологи я. Признаки фразеологизмов Урок русского языка в 6 классе Учитель русского языка Загумённова Ольга Валерьевна МОУ Варгатерская основная общеобразовательная.
Систематизация и обобщение знаний по теме «Наречие» Выполнила: учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МКОУ «Яманская СОШ» Потёмкина.
1 ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Дидактический материал к урокам русского языка.
Ни один день нашей жизни не обходится без общения с родителями, друзьями, одноклассниками. При рассказе о каком – то событии часто простых слов бывает.
Наука о языке Русистика Лингвистика Филология языкознание.
РУССКИЙ ЯЗЫК © Вишнякова Ольга Викторовна, 2010 РУССКИЙ ЯЗЫК Морфемика и словообразование Лексика и фразеология Морфология.
Цели урока: 1. познакомиться с новым жанром фольклора; 2. понять различия между пословицей и поговоркой; 3. развивать устную речь.
В гостях у смешариков. Уважаемые ребята случилось несчастье! 3 Все герои потерялись!!! Если вы правильно выполните все задания, то герои мультфильма найдут.
Транксрипт:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Хабаровский краевой центр внешкольной работы «Созвездие» Выполнила: Мусина Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории г. Хабаровск, 2014 г. Программа дополнительного образования «Культура речи»

КУЛЬТУРА РЕЧИ

КУЛЬТУРА РЕЧИ – это степень владения литературным языком, его нормами и ресурсами, в целях наиболее эффективного общения в различных условиях коммуникации.

Три признака культурной речи богатствоточность выразительность

ФРАЗЕОЛОГИЯ

ФРАЗЕОЛОГИЯ – это раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка ФРАЗЕОЛОГИЯ – это раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка.

Фразеологизмы – устойчивые словосочетания, значение которых невыводимо из значений составляющих их компонентов, в предложении они являются одним членом.

Виды фразеологизмов фразеологизмы-синонимы тёртый калач = стреляный воробей фразеологизмы-антонимы входить в колею - выбиться из колеи

Задание: объясните значение фразеологизмов. 1. Бить баклуши. 2. В два счёта. 3. Витать в облаках. 4. В мгновенье ока. 5. Воды не замутит. 6. Голубая кровь. 7. Лебединая песня. 8. Мышиная возня. 9. Надувать губы. 10. Непочатый край.

К фразеологизмам тесно примыкают пословицы, поговорки и крылатые выражения.

Задание: нарисуйте пословицу и загадайте её другой команде.

Любишь кататься – люби и саночки возить

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Рыбак рыбака видит издалека

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

Поспешишь – людей насмешишь

Язык до Киева доведёт

Ученье – свет, а неученье – тьма

В здоровом теле – здоровый дух

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Копейка рубль бережёт

ТАВТОЛОГИЯ

ТАВТОЛОГИЯ - это употребление однокоренных слов. Пример: Непобедимая сила русского народа с полной силой ощущается в героизме и патриотизме москвичей. ТАВТОЛОГИЯ - это употребление однокоренных слов. Пример: Непобедимая сила русского народа с полной силой ощущается в героизме и патриотизме москвичей.

1. Своя автобиография. 2. Памятный мемориал. 3. В конечном итоге. 4. Биография жизни. 5. Демобилизоваться из армии. 6. Неприятный инцидент. 7. Хронометраж времени. 8. Необычный феномен. 1. Своя автобиография. 2. Памятный мемориал. 3. В конечном итоге. 4. Биография жизни. 5. Демобилизоваться из армии. 6. Неприятный инцидент. 7. Хронометраж времени. 8. Необычный феномен. Речевая избыточность

Плеонастические и тавтологические сочетания слов 1. Грусть-тоска. 2. Путь-дороженька. 3. Житие-бытие. 4. Море-окиян. 5. Горе горькое. 6. Сослужить службу. 7. Загадать загадку. 8. Постелить постель. 9. Всякая всячина. 10. Подарить подарок. Плеонастические и тавтологические сочетания слов 1. Грусть-тоска. 2. Путь-дороженька. 3. Житие-бытие. 4. Море-окиян. 5. Горе горькое. 6. Сослужить службу. 7. Загадать загадку. 8. Постелить постель. 9. Всякая всячина. 10. Подарить подарок.

ОРФОЭПИЯ

ОРФОЭПИЯ – это раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение.

Литературный язык – это идеал, к которому необходимо стремиться, ведь этот язык формируется на основе живого русского языка. Для того и выпускаются орфоэпические словари, чтобы люди учились правильному произношению и ударению.

Задание: поставьте ударение в выделенных словах. 1. А что это мне никто не звонит? 2. Ваше ходатайство отклонено. 3. В бутиках продаётся всё дорогое. 4. В магазине нет тефлоновых сковород. 5. Вы, безусловно, красивее! 6. Выбор шарфов в магазине огромный. 7. Где у вас мусоропровод? 8. Голос из-за двери. 9. Директорам надо подчиняться. 10. Здесь необходимо экспертное заключение. 11. Избалованные дети. 12. Иконопись Третьяковской галереи. Задание: поставьте ударение в выделенных словах. 1. А что это мне никто не звонит? 2. Ваше ходатайство отклонено. 3. В бутиках продаётся всё дорогое. 4. В магазине нет тефлоновых сковород. 5. Вы, безусловно, красивее! 6. Выбор шарфов в магазине огромный. 7. Где у вас мусоропровод? 8. Голос из-за двери. 9. Директорам надо подчиняться. 10. Здесь необходимо экспертное заключение. 11. Избалованные дети. 12. Иконопись Третьяковской галереи.

13. Искра раздует пламя. 14. Какие красивые жалюзи! 15. Когда же, наконец, включат свет? 16. Когда же ты включишься в работу? 17. Лекция уже началась. 18. Мечтал о призе целый год. 19. Рана всё ещё кровоточит. 20. Свекла – вещь полезная. 21. Снег валит с самого утра. 22. Сотрудников решили премировать – и премировали. 23. Съешь-ка кусочек торта. 24. Ты добрался до аэропорта? 25. Щавель тоже очень полезен. 13. Искра раздует пламя. 14. Какие красивые жалюзи! 15. Когда же, наконец, включат свет? 16. Когда же ты включишься в работу? 17. Лекция уже началась. 18. Мечтал о призе целый год. 19. Рана всё ещё кровоточит. 20. Свекла – вещь полезная. 21. Снег валит с самого утра. 22. Сотрудников решили премировать – и премировали. 23. Съешь-ка кусочек торта. 24. Ты добрался до аэропорта? 25. Щавель тоже очень полезен.

ГОЛОС И ДИКЦИЯ

Наиболее ярко КУЛЬТУРА РЕЧИ проявляется в публичном выступлении.

Составляющие успеха публичного выступления богатство речи точность выразительность выразительность информационнаянасыщенность правильное произношение и ударение звучный голос ясная дикция

Звучный голос и ясная дикция - неотъемлемые части речевого имиджа.

Задание: произнесите скороговорки. 1. Макара укусил комар, прихлопнул комара Макар. 2. Три дроворуба на трех дворах дрова рубят. 3. На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова. 4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа тупогубенькая. 5. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Вопросы. 1. Что изучает культура речи? 2. Назовите признаки хорошей речи. 3. Что изучает фразеология? 4. Дайте определение фразеологизмам. 5. Назовите их виды. 6. Что порождает тавтология? 7. Назовите примеры речевой избыточности. 8. Можно ли употреблять в речи словосочетания типа «загадать загадку», «постелить постель»? 9. Что изучает орфоэпия? 10. Что значит литературный язык? 11. Для чего выпускаются орфоэпические словари? 12. Отчего зависит успех публичного выступления?