Консультация для педагогов. Учитель-дефектолог Хамчук С.В. Ясли-сад 77 г. Гродно 2012
Задачи: 1. Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы. 2. Дать рекомендации педагогам по использованию карточек – схем на занятиях, образцы некоторых опорных схем, познакомить с литературой по данной теме.
Проблемы речи детей дошкольного возраста: * Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. * Бедность речи. Недостаточный словарный запас. * Употребление нелитературных слов и выражений. * Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. * Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. * Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. * Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. * Плохая дикция.
Вопрос педагогам: какие трудности и почему испытывает ребёнок при построении связного рассказа? Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Вопрос педагогам: Где можно использовать карточки- схемы? *д*д ля обогащения словарного запаса, *п*п ри обучении составлению рассказов, *п*п ри пересказах художественной литературы, *п*п ри отгадывании и загадывании загадок, *п*п ри заучивании стихов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.).
1. Введение элементов символов (формы, величины, действия). 2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален). 3. Введение отрицаний. 4. Сочетание символов, чтение цепочки их. 5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.) 6. Творческое создание детьми опорных схем.
* у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; * появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; * появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; * словарный запас выходит на более высокий уровень; * дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Спасибо за внимание!