Воспитательные ресурсы в преподавании русского языка и литературы
Учебник это книга, не предназначенная для чтения. Б. Шоу Пробуждение интереса к предмету, умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствует нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов. Привлекая на уроках русского языка специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, о выборе профессии, можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.
В русском языке имеются два типа учебного материала, который можно использовать для воспитания учащихся: во-первых, общие сведения о языке, во-вторых, дидактический материал, служащий для целей обучения. Дидактический материал - это тексты упражнений учебника, диктантов и изложений, темы сочинений, материалы. Дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь и преданность Родине, уважение к другим народам, любовь к родной природе и т.д.
Методы воспитания учащихся на уроках русского языка: - попутные разъяснения учителя, раскрывающие воспитательный смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений; - фронтальная беседа, направленная на разъяснение воспитательного смысла темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения; - словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом, упорными занятиями известных успехов или преодолевающих учебные трудности, собравших интересный материал для уроков русского языка и т.д.; - эмоциональное чтение текстов, используемых на уроке; - внеурочные встречи учащихся с интересными людьми, служащие в дальнейшем материалом для составления предложений и для написания сочинений; - написание сочинений на патриотические, морально-этические, трудовые и другие воспитательные темы.
Работа с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести. Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.
При изучении темы «Правописание Приставок НЕ- и НИ- в наречиях» в 7 классе использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения: 1.Никогда Россия ярма не носила. 2.Велика Россия, а отступать некуда. 3.Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5.Совершить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6.Смелый человек нигде не пропадет. Предлагается учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре. Д.С.Лихачев Задание к этому тексту: 1.Определите тему и идею текста. 2. Определите стиль речи. 3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.
Воспитательные ресурсы на уроках литературы Уроки литературы позволяют учителю решать такие задачи: 1) обогащение эмоционального мира учащихся нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств; 2) вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие сущности социальной и психологической целесообразности моральных норм; привитие культуры, формирование привычек и навыков нравственного поведения; 3)Привитие нравственных ценностей( честь, совесть, достоинство, милосердие, порядочность, патриотизм, любовь, уважение, доброта, трудолюбие, здоровье, семья, родители). 4) организация нравственного самовоспитания учащихся.
Николай Алексеевич Некрасов Тема детства в стихотворении «Крестьянские дети»
Играйте же, дети, растите на воле, на то вам и красное детство дано. Н.А.Некрасов.
Воспитательные задачи урока : прививать интерес к книге, к чтению раскрыть нравственный смысл произведения воспитывать эстетические чувства (привлекался дополнительный материал, имеющий воспитательную ценность: репродукция картины, г/з) воспитывать культуру общения и коммуникативные навыки уч-ся воспитывать добросовестное отношение к учению прививать навыки умственного труда воспитывать патриотизм формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины
В. Маковский «Игра в бабки» Чем эта картина перекликается со стихотворением Некрасова «Крестьянские дети»?
Н.А.Некрасов написал произведение, в котором нашла отражение подлинная жизнь русского народа. Это не представление, разыгранное на сцене для читателя, а сама действительность.
Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.