Модель системы коррекции и развития эмоционально-волевой сферы учащихся с ЗПР «Cотвори солнце в себе» Учитель начальных классов высшей категории ГКОУ РО школы 7 г. Азова БАЙЛОВА И.В.
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья ставит перед педагогом цель: преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру используя «обходные пути» особым образом построенного образования
Инновационная площадка по теме: « Организационно –педагогические условия введения и реализации федерального Государственного образовательного стандарта в условиях специальной (коррекционной ) школыVII вида 7» Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР нарушена сфера коммуникации; страдает сфера социальных эмоций (дети не готовы к "эмоционально теплым" отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми), дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения; затруднено личностное становление – формирование самосознания, самооценки, системы "Я" ; дети безынициативны, их эмоции недостаточно яркие, они не умеют выразить свое эмоциональное состояние, затрудняются в понимании состояний других людей
Задачи программы «Сотвори солнце в себе» компенсация недостатков сенсомоторного развития ребенка как непосредственного канала взаимодействия ребенка с окружающим миром; интенсивное пополнения сенсорного опыта, предполагающего дифференцированную эмоциональную окраску ощущений, испытываемых ребенком;. ; - развитие эмоциональной произвольности, регуляции поведенческих реакций; - обучение конструктивным способам управления собственным поведением и формам общения; развитие компенсаторных функций
Формирование эмоционально- волевой сферы Мануальный аспект Психологический аспект Эстетический аспект Интеллектуальный аспект Физиологический аспект
Мануальный аспект Цель: развитие тактильных ощущений; овладение навыками мелкой моторики, ловкостью и сноровкой отдельных движений; включение в отношения с социумом, развитие речи, психических функций и умственное развитие в целом, снятие тревожности
Мануальный аспект
Интеллектуальный аспект Цель: развитие резервных возможностей интеллектуальной деятельности, задействование тех участков мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решение проблемы неуспешности.
Физиологический аспект Цель: воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни.
Психологический аспект Цель: содействие развитию ребенка, использование конструктивных возможностей психических свойств для усиления и мобилизации личностных свойств ребенка и его адаптивных способностей
Эстетический аспект Цель: обогащение эмоционального опыта через общение с искусством, освоение социально приемлемых способов эмоционального реагирования эмоциональной регуляции, творческое самораскрытие
Направления работы 1. Учебная деятельность; 2. Внеурочная деятельность; 3. Работа с родителями 4. Коррекционная работа
Результаты Повысился процент сформированности познавательных и регулятивных УД у учащихся с ЗПР; Наблюдается положительная динамика активизации познавательной деятельности обучающихся и рост мотивации обучения; Наблюдаются позитивные изменения в коммуникативных связях обучающихся со сверстниками, взрослыми, родными; Повысился уровень воспитанности; Изменился уровень самооценки
Отношения к взрослым и ровесникам 2013 – 2014 г.г.
Формирование коммуникативных способностей 2014 г.
Отношения в семье 2014 г.
Промежуточными результатами работы по данной программе является положительная динамика уровней воспитанности обучающихся 2012/2013 уч.г. 2013/2014 уч.г.