П РОЕКТНЫЙ МЕТОД И ТЕХНОЛОГИИ В МДОУ Старший воспитатель: Корчагина Л.А. МДОУ 6 «Медвежонок» 2014 год
Воспитателю предоставляется право свободы выбора содержания и форм обучения, разработки авторских программ и внедрения инновационных образовательных технологий.
П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для детей и воспитателя.
С ТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Постановка целей и их максимальное уточнение; Строгая ориентация всего хода воспитательно - образовательного процесса на поставленные цели; Ориентация обучения на гарантированное достижение результатов; Оценка текущих результатов; Коррекция обучения, направления на достижение поставленных целей; Заключительная оценка результатов.
П РОЕКТ работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального, заранее определенного результата в рамках заданных сроков.
М ЕТОД ПРОЕКТОВ новый дидактический метод, предусматривающий определенную последовательность в организации обучения детей (3 этапа)
П ОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 1 этап – педагог изучает возможности, потребности, прошлый опыт воспитанников 2 этап – обсуждение с детьми идеи, план работы, затем проект 3 этап – реализация проекта
М ЕТОД ПРОЕКТОВ цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции, структуру.
С ТРУКТУРА ПРОЕКТА Цели Пути выполнения проекта:перечень конкретных действий (сроки, ответ) Работа над проектом Результат: презентация проекта Обсуждение результатов работ
Э ТАПЫ Организационно-подготовительный – Рефлексивно-диагностический Практический Заключительный
О РГАНИЗАЦИОННО - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта Изучение опыта пед новаторов по теме проекта Пополнение предметно-развлекательной среды Подбор диагностическая инструментария для выявления знаний детей
Р ЕФЛЕКСИВНО - ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ Анализ педагогом своих профессиональных возможностей Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы
П РАКТИЧЕСКИЙ совместная работа воспитателя с детьми
З АКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ результат, продукт проекта
Т ИП ПРОЕКТА технический; организационный; экономический; социальный; образовательный; смешанный
К ЛАСС ПРОЕКТА : монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба); мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда моно проектов и требующий применения много проектного управления); мегапроект – целевые программы развития,, включающие в свой состав ряд моно – и мульти проектов.
М АСШТАБ ПРОЕКТА Мелкие; средние; крупные; очень крупные Примечание: крупные проекты принято называть программами
Д ЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Краткосрочные ( до 3-х лет); Среднесрочные ( от 3-х до 5–ти лет); Долгосрочные (свыше 5-ти лет)
С ЛОЖНОСТЬ ПРОЕКТА Простые; Сложные; Очень сложные
В ИД ПРОЕКТА : Инвестиционный; Образовательный; Научно -исследовательский; Учебный; мешанный
Ц ЕЛЬ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ДОУ: развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития деятельности детей.
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П ЕРВЫЙ ЭТАП – ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ : Формулирует проблему (цель) (одновременно определяется продукт проекта) Входят в проблему Деятельность педагога Деятельность детей
В ТОРОЙ – ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРИНЯТИЕ ЗАДАЧ : Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Уточняет проблему и формулирует задачи Вживаются в игровую ситуацию; принимают задачи; планируют деятельность; объединяются в рабочие группы ( если есть необходимость); распределяют обязанности. Деятельность педагога Деятельность детей
Т РЕТИЙ – РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность по решению задачи путем экспериментирования, моделирования. Организует работу над проектом (поэтапно: направляет на поиск решений, на экспериментирование, предметно – речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую). Ищут решение задачи. Совместно составляют схему работы, по ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения (в случае необходимости). Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
Ч ЕТВЕРТЫЙ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ : Готовится к презентации, проводит её. Готовят и представляют продукт деятельности. Деятельность педагога Деятельность детей
П ЯТЫЙ – ПОСТАНОВКА НОВОЙ ПРОБЛЕМЫ : Создает ситуацию необходимости поиска новой информации. Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации. Деятельность педагога Деятельность детей
К ЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ : по составу участников; по целевой установке; по тематике (сезонные; психолого – социальные; эколого-исследовательские, продуктивно- творческие; ретроспективные) по срокам реализации.
И ССЛЕДОВАТЕЛЬСКО – ТВОРЧЕСКИЙ : Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старший дошкольный возраст Содержание Возраст детей
Р ОЛЕВО – ИГРОВОЙ : Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы Со второй младшей группы Содержание Возраст детей
И НФОРМАЦИОННО - ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ : - дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Со средней группы Содержание Возраст детей
Т ВОРЧЕСКИЙ Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т.п. Со второй младшей группы Содержание Возраст детей
К ОМПЛЕКСНЫЙ : Мир театра; Здравствуй Пушкин!; Эхо столетий; Книжкина неделя
М ЕЖГРУППОВОЙ Математические коллажи Мир животных и птиц Времена года
Т ВОРЧЕСКИЙ Мои друзья У нас в Нескучном саду Любим сказки Мир природы Рябины России
Г РУППОВОЙ : Сказки о любви; познай себя; уральские самоцветы Подводный мир Веселая астрономия
И НДИВИДУАЛЬНЫЙ Я и моя семья Генеалогичское древо Секреты бабушкиного сундука Сказочная птица
И ССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ : -мир воды; дыхание и здоровье; питание и здоровье; дерево группы.
П РОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТОВ В ДОУ Краткосрочный проект Одно или несколько занятий: 1-2 недели – месяц Проект средней продолжительности 2-4 месяца Долгосрочный проект Учебный год
Р ЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Педагог-организатор проектной деятельности, руководитель проекта, консультант Информация (тема проекта) Результаты проектной деятельности их обсуждение.
Зачем нужны проекты?
Д ЕТЯМ проектирование несет: познавательную деятельность детей; положительное влияние на развитие ребенка; расширяются знания ребенка в различных областях действительности; знания приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достижением их личного опыта. В процессе делания дети получают ответы на вопросы. «Метод проектов» учит детей рассуждать они осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для достижения, оценивать последствия. Дети учатся принимать решения и нести ответственность за них, проверяя их на практике, учатся мыслить, договариваться. Это и есть составляющие интеллектуального развития ребенка, главный результат которого развитие способности к дальнейшему образованию.
П ЕДАГОГАМ : Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что требует ежедневного творческого, личностного роста.
Р ОДИТЕЛЯМ : - реальная жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием, которое может быть представлено в виде альбомов, увлечений, традиций
Чтобы проектная деятельность эффективно развивала интеллект дошкольников, необходимо понимать её структуру и особенности познавательной активности детей. Для реализации проектной деятельности необходимо привлекать взрослых, в первую очередь, родителей ребенка.