Проектно - исследовательские методы в педагогическом процессе образовательного учреждения С Сергеева В.П. д.п.н. профессор
Соотношение методов проектирования и исследования Проектирование - это процесс изучения и создания объекта, технология (пошаговость) к воплощению задуманного. Исследование - это приобретение новых знаний, исследование предмета или явления, обобщение, выводы, применение знаний и навыков в жизни. Общее: - Объект изучения; - Постановка и формулирование проблемы; - Определение цели, задач, выдвижение гипотезы; - Построение плана, поиск информации; - Проверка гипотезы, описание понятий, этапов; - Реализация, сфера применения; - Рефлексия.
Метод проектов в обучении Направлен на изменение учащегося: -Активизацию процесса познания; -Обогащение форм процесса обучения; -Формирование определенного типа мышления; -Обучение собственно проектной деятельности; -Изменение образовательной парадигмы в целом; -Построение процесса обучения в логике деятельности; -Комплексный подход в разработке проектов; -Вариативность использования базовых знаний и умений в реальных ситуациях проживаемых учащимися.
Этапы проектной деятельности учащихся Выбор проблемы, темы, гипотеза проекта ; Составление плана работы, поиск информации; Обсуждение хода выполнения проекта; Оформление проекта, предзащита; Доработка проекта; Защита проекта; Реализация проекта; Рефлексия.
Виды учебных проектов: Монопредметный проект - в рамках одной учебной дисциплины, как проектный урок или проектная неделя. Межпредметный проект- на основе интеграции, с использованием знаний по двум и более дисциплинам. Надпредметный проект - как дополнение к уроку или как досуговый в воспитательной деятельности.
Исследовательский метод в обучении Используется для того, чтобы: -учащиеся учились приобретать знания, -всесторонне исследовать предмет или явление, -делать выводы и обобщения, -применять добытые знания и навыки в жизни. Относится к научным методам обучения, включающий : -методы сравнения, аналогии, синтеза, классификации и др. Это поисковая и творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем.
Цель исследовательского метода: Всестороннее познание объекта реальности; Выявление особенности (специфики) этого объекта; Объяснение установленных фактов; Проверка гипотезы (предположения) о зависимостях между характеристиками; Обнаружение условий для развития объекта; Прогнозирование дальнейшего развития.
Виды исследовательского метода: Диагностические; Проектировочные; Поисково-рефлексивные; Эмоционально-установочное.
Функции исследовательского метода Самостоятельное изучение ведущих понятий и идей; Создание таких ситуации на уроке, чтобы учащиеся самостоятельно устанавливали, обнаруживали новые понятия; Знакомство с новой темой должно включать альтернативные точки зрения, сомнения, недостаток объяснений; Ведущая роль принятия решений о выборе способа работы с изучаемым материалом - принадлежит учащимся; Для изучения правила, закона учащихся следует познакомить с примерами, из которых это правило или закон они смогут вывести самостоятельно; Учащихся следует учить подвергать сомнению идеи, правила и включаться в поиск альтернативной интерпретации.
Требования к процессу исследования учащихся: -Побуждать учащихся формулировать идеи, представления; -Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречия с существующими представлениями; -Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений; -Создавать условия учащимся для проверки своих предположений путем обсуждения в малых группах; -Предоставлять возможность учащимся демонстрировать полученные результаты.
Уровни исследовательского обучения 1. Наиболее легкий - учитель ставит проблему и намечает метод ее решения, а учащиеся организуют самостоятельный поиск; 2. Средней сложности - учитель ставит только проблему, а учащиеся организуют самостоятельно поиск метода и путей решения проблемы; 3. Наиболее сложный - учитель не вмешивается в процесс, только наблюдает, консультирует. Учащиеся самостоятельно формулируют проблему, поиск метода и путей ее решения.
Трудности реализации проектно-исследовательских методов Четкое определение проблемы цели, задач исследования; Формулирование гипотезы (предположения); Определение плана (условий) исследования; Оформление, описание результатов исследования; Защита полученного результата.
Условия использования проектно-исследовательских методов Готовность учителя и учащихся к этой деятельности: -Способность сомневаться; -Умения менять свои установки; -Не отчаиваться и начинать сначала; -Строить предположения о возможном; -Видеть нюансы в исследуемой ситуации.
(продолжение) Субъективные условия Наличие интереса к данному виду деятельности; Любознательность, определенный уровень интеллектуального и рефлексивного развития; Наличие реальных затруднений и отсутствие образцов деятельности; Обнаружение противоречий в исследуемой проблеме; Готовность к риску, доверие своей интуиции.
(продолжение) Объективные условия Творческая атмосфера поиска в коллективе ; Принятие и поддержка учителя коллективом, который считает проектно-исследовательскую деятельность с учащимися своим делом; Заинтересованность администрации школы в организации проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе; Создание условий для обсуждения планов и результатов проектно-исследовательской деятельности; Признание значимости полученных результатов на выставках и конкурсах.
Требования к учителю использующего проектно- исследовательские методы - Чувствовать проблемность ситуации, ставить перед учащимися реальные цели; -Выполнять функцию координатора, партнера учеников, избегать директивных приемов; -Стимулировать творческое мышление при помощи проблемных вопросов; -Организовывать семинары-практикумы, экскурсии и др. формы с целью пополнения знаний; -Приглашать для консультаций специалистов по исследуемой проблеме; -Поощрять критическое мышление учащихся и прекращать исследовательскую деятельность до появления признаков потери у них интереса к проблеме.
Результативность применения проектно- исследовательских методов Развитие у учащихся познавательно- коммуникативных навыков; Обучение говорить обдуманно, целенаправленно, дискутировать, работать самостоятельно с литературой и с Интернет- сайтами; Умение работать в библиотеках, посещать научно-исследовательские институты, музеи, выставки; Участие в конкурсах знатоков науки, интеллектуалов, викторинах - как результата творческого развития.
Выбор методов обучения зависит от: смысловой цели образования; особенностей учебного курса; цели урока; возможностей школьников; имеющихся средств обучения и времени; предпочтений учителя; особенностей используемой дидактической системы и технических средств.
В заключение: «Перед тем, как родить знания, человек должен «забеременеть», т.е. приобрести основу для последующих споров и рассуждений» Сократ Благодарю за внимание