ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В ТРАНСПОРТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ: современная техника, электронное моделирование и спутниковая навигация 1 июля 2014 г., Москва, Президент отель Алексей Иванович БУНИН
Инновационное развитие железных дорог – один из приоритетов транспортной отрасли и национальной экономики России, что отражено в Транспортной стратегии РФ на период до 2020 г., Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ на период до 2030 г. и Стратегических направлениях научно-технического развития ОАО «РЖД» до 2015 г. Высокий уровень эффективности функционирования железнодорожного транспорта в России это залог формирования условий, при которых возможна продуктивная модернизация и быстрое экономическое развитие. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ Технологии создания интеллектуальных систем навигации и управления: систем информационного обеспечения на железнодорожном транспорте; систем контроля местоположения, параметров движения и состояния подвижных транспортных средств с их автоматической идентификацией на основе применения спутниковых технологий ГЛОНАСС, наземных комплексов с использованием RPID-технологий, средств цифровой связи со стандартизованными технологиями идентификации, навигации и позиционирования, климатического мониторинга и видеонаблюдения транспортных средств и грузов. Технологии управления транспортными системами: разработка интеллектуальных систем управления перевозочным процессом для железнодорожного транспорта в увязке с другими транспортными системами, в том числе для обеспечения энергоэффективного управления движением; спутниковые технологии для навигационной поддержки и мониторинга состояния железнодорожной инфраструктуры железнодорожного транспорта. 1 июля 2014 г., Москва, Президент отель ИННОВАЦИИ – НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТАГЕМА МОДЕРНИЗАЦИИ 01
1 июля 2014 г., Москва, Президент отель 02 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 1. Использование координатно-временной информации, получаемой с помощью современных глобальных навигационных спутниковых систем, для целей проектирования, строительства и реконструкции железнодорожных магистралей. 2. Устройство верхнего строения пути на балластном основании с применением современной инновационной путевой техники. 3. Постановка пути в проектное положение на основе координатных методов, реализуемых с помощью спутниковых технологий и использования цифровой модели пути.
03 1 июля 2014 г., Москва, Президент отель На сегодняшний день разрабатываются и внедряются ряд систем, образующих единый комплекс – Комплексную систему пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта, одним из главных разработчиков которой является ОАО «Росжелдорпроект». Основные элементы Комплексной системы: Высокоточная координатная система База пространственных данных Функциональные приложения. СОВРЕМЕННЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ – ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ ИНФРАСТРУКТУРЫ Ж/Д ТРАНСПОРТА Космическая съемка Воздушное лазерное сканирование Наземное лазерное сканирование Мобильные комплексы лазерного сканирования Геородарная, инфракрасная съемка Аэрофотосъемка Наземная съемка СБОР ДАННЫХ – первичные поколения данных и актуализация ДАННЫЕ диагностических комплексов и вагонов-путеизмерителей Высокоточная координатная система Проектно-изыскательные работы Строительство Ремонт и реконструкция Эксплуатация и мониторинг АСУ и АРМы инфраструктурных хозяйств и функциональные приложения КСПД ИЖТ
04 1 июля 2014 г., Москва, Президент отель ТЕХНОЛОГИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАВИГАЦИОННО- ИНФОРМАЦИОННЫХ СЕРВИСОВ ГЛОНАСС изыскания и проекты реализуются в едином координатном пространстве, формируемом спутниковыми системами ГЛОНАСС; проектные данные по конкретным участкам работ готовятся в координатной форме с формированием цифровой модели пути; путевые машины, оснащенные средствами спутниковой навигации и специальным программным обеспечением для бортовых систем управления, выполняют работы в автоматизированном режиме на основании задания, сформированного в соответствии с проектом; выполнение каждой технологической операции по ремонту и реконструкции железнодорожного пути осуществляется на основании предварительных высокоточных измерений и расчетов; приемка результатов работ по ремонту и реконструкции и передача железнодорожного пути в эксплуатацию производится на основании объективных измерений параметров геометрии пути на соответствие их проектным.
05 Два технологических подхода к укладке пути: 1)укладка звеньев рельсошпальной решетки, заранее собранной на звеносборочных базах и доставленной на участок работ на специализированном подвижном составе; 2)доставка к месту производства работ отдельных элементов верхнего строения пути, где они укладываются и соединяются взаимно. В целях повышения эффективности проекта, соблюдения установленных сроков производства работ считаем, что наиболее целесообразно использовать следующую технологию: при сооружении вторых путей – поэлементная укладка пути с применением путеукладочных комплексов (РТН-350(500) фирмы «Жейсмар», ТСМ-60 (МАТИЗА); 1 июля 2014 г., Москва, Президент отель ТЕХНОЛОГИЯ УКЛАДКИ ВЕРХНЕГО СТРОЕНИЯ ПУТИ
06 при строительстве и реконструкции путевого развития раздельных пунктов – комбинирование двух способов (укладка звеньев рельсошпальной решетки с помощью укладочных кранов типа УК-25/9- 18 и поэлементная укладка). 1 июля 2014 г., Москва, Президент отель ТЕХНОЛОГИЯ УКЛАДКИ ВЕРХНЕГО СТРОЕНИЯ ПУТИ
позволяет отказаться от операций по монтажу-демонтажу звеньев рельсошпальной решетки на базах ПМС, с соответствующим сокращением потребности в звеносборочных линиях, механизмах, оборудовании, персонале; уйти от использования инвентарных рельсов, с соответствующей экономией времени на их подбор, материальных ресурсов, персонала,; сократить потребность в «окнах», связанных с операциями с использованием инвентарных рельсов на фронтах работ; сократить потребность в путевых машинах, локомотивах и персонале; снизить риски, связанные с аварийными ситуациями и поломками машин на фронтах работ. 1 июля 2014 г., Москва, Президент отель Автоматизированная постановка пути в проектное положение (постановка пути на ось, подготовка геометрии основания, в том числе уклона площадки и возвышения в кривых, обеспечение равнопрочности основания); четкое соблюдение эпюры укладки шпал; возможность работы в кривых малого радиуса (>250 м); сохранение старогодних плетей (возможность 100% сохранения плетей за счет особенностей технологии); возможность открытия пути после ремонта с увеличенным скоростным режимом. достигается за счет сокращения потребности в «окнах», снижения потребности в технике и персонале, отсутствия необходимости в базах по монтажу РШР. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ 07 ТЕХНОЛОГИЯ УКЛАДКИ ВЕРХНЕГО СТРОЕНИЯ ПУТИ
Ожидаемый экономический эффект от применения технологии по-элементной укладки пути с использованием специализированной путевой машины ТСМ-60 составляет не менее 50 млн. руб. в год при годовом объеме укладки пути от 100 до 130 км. 1 июля 2014 г., Москва, Президент отель 08 Параметры, оборудование, наименование работ Наличие в технологии, ед. Звеньевая Поэлементная ТСМ-60, ед.-1 Звеносборочная линия 1- Козловой кран 3- УК-25/9-18, ед.1- МПД, МПД-2, ед.3-4- Стреловые (на автомобильном и железнодорожном ходу) для обеспечения технологического процесса, ед Рельсовозный состав 11 Платформы УСО для РШР на 1,8 км, ед. 28- Спецплатформы для ж.б. шпал на 1,8 км, ед. 28 Инвентарные рельсы, км пути 1,8- Количество занятых в процессе работников, чел ТЕХНОЛОГИЯ УКЛАДКИ ВЕРХНЕГО СТРОЕНИЯ ПУТИ
На сегодняшний день существует несколько методов выправки пути: метод сглаживания; метод фиксированных точек; координатный метод. Метод сглаживания имеет ряд недостатков. При выполнении работ рельсовая нить смещается из натурного положения в натурное, которое не совпадает с проектным. Метод фиксированных точек в отличие от метода сглаживания позволяет избежать появления длинных неровностей в плане и профиле. Данный метод при проведении выправочных работ показывает свою эффективность. Координатный метод обеспечивает постановку пути в соответствии с проектом с высоким качеством. В Западной Европе широкое применение имеет координатный метод, в основе которого лежит создание искусственной проектной опорной линии – копир-струны. Это наиболее точный метод постановки пути в проектное положение. 09 ПОСТАНОВКА ПУТИ В ПРОЕКТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 1 июля 2014 г., Москва, Президент отель
В последние годы рядом ведущих предприятий и институтов ОАО «РЖД» (ОАО «Росжелдорпроект», ОАО «НИИАС», ЗАО «Интех ГеоТранс», СГУПС и др.) в тесном взаимодействии с департаментами и филиалами ОАО «РЖД» разработан комплекс технических решений по обеспечению производства реконструкции и ремонтов пути на основе координатных методов, базирующихся на спутниковых данных. автоматизация процесса выправки пути, обеспечение единства измерений, отсутствие разбивочных работ, высокое качество работ. 1 июля 2014 г., Москва, Президент отель ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА: 10 ПОСТАНОВКА ПУТИ В ПРОЕКТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ПРЕДУСМАТРИВАЕТ: внедрение высокоточной координатной системы, разработка проектной документации на основании цифровой модели пути, применение спутникового навигационного оборудования и управляющих систем при сооружении земляного полотна и верхнего строения пути, применение современных путеукладочных комплексов, на основе поэлементной укладки пути. Применение такого подхода позволит достичь существенного экономического эффекта, повысить качество проектных и строительно-монтажных работ. 11 ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ И СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ БАМА И ТРАНССИБА 1 июля 2014 г., Москва, Президент отель