Общественные слушания о результатах реализации КПМО в Томской области в 2008 г. Секция «Повышение квалификации» 19 декабря 2008 г.
Программа секции – Регистрация. Цели и задачи секции – Системные эффекты реализации КПМО в области повышения квалификации. Зоткин А.О – Результаты работы сайта «Региональный банк данных о программах дополнительного профессионального образования».Расташанская Т.В – Анализ реализации Сетевой программы подготовки управленческих команд ОУ. Егорова Н.Л. - ОГУ РЦРО; Калачикова О.Н. – ТГУ; Расташанская Т.В. – ТОИПКРО – Фокус-группа «Специфика и эффекты командного обучения».
Текущие показатели Наличие программ повышения квалификации по направлениям КПМО Всего разработано 159 модулей. По разделам: НСОТ – 6 программ; НПФ – 5 программ; РСОКО – 15 программ; Развитие сети – 70 программ; Развитие общественного участия в управлении образованием – 19 программ; Управление проектом, сопровождение проектной деятельности управленческих команд, профессионального развития работников образования – 36 программ Программы внедрены: ТГУ, РЦРО, ТОИПКРО, ТГПК.
Проблемы Отсутствие содержательных требований к программам Обеспечение учебно-методическими материалами Электронные ресурсы Гибкость программ Специфика ПК –в рамках проекта –подготовка команд
Текущие показатели Доля образовательных учреждений, управленческие команды которых прошли обучение, составляет 57,4 % (225 ОУ). В число прошедших обучение вошли команды ОУ, осуществляющие переход на НСОТ с ; расположенных в отдельных северных районах (полный всеобуч управленческих команд ОУ в районах на основе выездных семинаров); проявившие инициативную активность по другим направлениям КПМО.
Проблемы Отсутствие командной работы по разработке реальных нововведений как обязательного элемента подготовки команд «Информационная привычка» «Воронка повседневности» Неопределенность субъекта выбора Низкий уровень готовности к формированию заказа на ПК
Задачи на 2009 год завершить полный всеобуч управленческих команд ОУ (100%); внести коррективы в учебные программы; сформировать стандарты для учебных программ по каждому направлению; подготовить учебную программу для учителей по наиболее актуальным вопросам изменения региональной системы повышения квалификации; разработать и приступить к реализации проекта по формированию сообщества региональных экспертов по основным направлениям модернизации образования на базе ОГУ Региональный центр развития образования; развитие практики и навыков формирования заказа на ПК
Системные эффекты в ПК Внедрение модульно-накопительного механизма реализации образовательных программ в учреждения, оказывающие услуги повышения квалификации 1 вариант - ведомственный: возможность выбора модулей и формирование индивидуальной программы в рамках программы одного из учреждений, получая удостоверения о повышения квалификации данного учреждения. 2 вариант – межведомственный: возможность выбора модулей различных учреждений (менее 72 ч.), получая сертификаты без выдачи удостоверения о повышении квалификации.
Системные эффекты в ПК Развитие открытого информационного пространства программ повышения квалификации как условие формирования заказа на услуги повышения квалификации: создание сайта «Региональный банк» Системное противоречие между заказчиком и потребителем: заказчиком на услуги повышения квалификации выступает руководитель ОУ, а потребитель – сотрудник ОУ. Несмотря на возможность выбора программ, учитель не может воспользоваться этим правом в полной мере, т.к. не имеет информацию о предоставляемых услугах.
Системные эффекты в ПК Выявление региональных экспертов Потенциал лидеров использовался в организации работы региональных рабочих групп, общественных слушаний, обучающих семинаров, повышении квалификации. Таким образом, КПМО стал условием формирования сообщества региональных экспертов. Часть представителей этого сообщества приглашаются другими регионами, а также входят в федеральные группы экспертов. Перспективы: разработка проекта по формированию сообщества региональных экспертов на базе ОГУ РЦРО, включая мероприятия по сертификации экспертов, дальнейшего развития потенциала, продвижения экспертов для работы в других регионах и федеральных экспертных группах.
Модернизация региональной системы повышения квалификации Развитие открытого образовательного пространства и рыночных механизмов системы повышения квалификации Нововведения: 1.Модульно-накопительный механизм повышения квалификации в учреждениях, реализующих программы повышения квалификации (ТГУ, ТОИПКРО, РЦРО). 2.Сайт «Региональный банк данных о программах дополнительного профессионального образования»: информация об учреждениях, реализующих программы ПК, аннотации программ, изучение образовательного заказа Подготовка управленческих команд ОУ КПМО Нововведения: 1.Конкурсный механизм формирования Сетевой программы повышения квалификации. 2.Сетевая программа повышения квалификации. 3.Модульно-накопительная система. 4.Индивидуальные маршруты команд и отдельных участников. 5.Сопровождение разработок и изменений в рамках КПМО. Всего в 2008 г. проходят обучение 986 чел., 144 команды.
Этапы формирования и реализации Сетевой программы подготовки управленческих команд ОУ 1.Конкурс программ и модулей повышения квалификации. Цель: создание банка программ и модулей для выбора управленческими командами, построения командного маршрута повышения квалификации. 2. Разработка и утверждение локальных положения в учреждениях ПК о модульно-накопительной системе повышения квалификации. 3.Ярмарка программ и модулей Сетевой программы подготовки управленческих команд. Формирование командных маршрутов. 4.Разработка графика реализации модулей и программ. 5.Создание учебных площадок для организации выездных занятий в муниципалитетах Томской области
Проблемы модернизации системы повышения квалификации Противоречие между существующими программами и потребностями работников образования. Потребности в повышении квалификации под воздействием инновационных процессов дифференцировались. Потребность введения индивидуальных и командных маршрутов повышения квалификации. Решение проблемы: модульно-накопительный механизм реализации программ. Работники образования получают права выбора в рамках программы модулей и формирование своей индивидуальной программы. Ограничение: Внутриучрежденческий характер. Установить межведомственный характер данного механизма нам не удалось в связи с несовершенством законодательства в этой области. Поэтому модульно-накопительный механизм реализуется в двух вариантах. 1 вариант - ведомственный: работник образования получает возможность выбора модулей и формирования своей программы в рамках программы одного из учреждений, получая удостоверения о повышения квалификации данного учреждения. 2 вариант – межведомственный: работник получает возможность прохождения различных модулей, менее 72 ч. получая сертификаты. Однако общего удостоверения о повышения квалификации данный слушатель не получит. При прохождении квалификационной аттестации он должен предъявить сертификаты, которые в сумме подтверждают, что но повышал квалификацию не менее 72 ч. Данный механизм может быть реализован только на средства региональной субвенции, муниципальных и внебюджетных средств ОУ.
Проблемы модернизации системы повышения квалификации Противоречие между заказчиком и потребителем. Заказчиком на услуги повышения квалификации выступает руководитель ОУ, а потребитель – сотрудник ОУ. Несмотря на возможность выбора программ учитель не может воспользоваться в полной мере этой возможностью, т.к. не имеет информации о предоставляемых услугах. Решение проблемы: сайт «Региональный банк данных о программах дополнительного профессионального образования», в которой включены программы ТОИПКРО, ТГУ, ТГПУ, РЦРО, а также площадок, с которыми они сотрудничают. Это дает возможность каждому учителю зайти на сайт, познакомиться со списком программ, с аннотациями к программам, узнать сроки, а в будущем сделать заявку или высказать предложения об обновлении программ в связи с тем, что он не смог найти программы в ответ на свои потребности.