Организация проектно - исследовательской деятельности студентов как условие реализации компетентностного подхода в обучении Панкова О. А. Семинар 31 октября 2011
Готовность выпускников к успешной карьере – один из главных критериев качества профессионального образования. Основополагающим в профессиональном образовании признается компетентностный подход, предполагающий формирование компетентности как набора профессиональных и личностных качеств : - профессиональная мобильность, - профессиональная адаптация на рынке труда, конкурентоспособность, - предметно - профессиональная компетентность, - социально - профессиональная компетентность ( правовая, экономическая, экологическая, информационная культура, профессиональное развитие, творчество и т. д.). Компетентностный подход становится важным основанием для обновления содержания профессионального образования.
Необходимым условием формирования компетенций является изменение целеполагания обучения. При традиционном подходе цели обучения – это знания, умения, навыки. При компетентностном подходе – формирование положительной мотивации к обучению, к освоению выбранной профессии, и формирование профессиональных компетенций ( профессионально значимых личных качеств ).
Главное в формировании компетенций – накопление студентами, обучающимися собственного опыта по решению задач, в том числе и профессиональной направленности.
Основные направления проведения проектно - исследовательской работы педагогического коллектива заключаются в следующем : проведение научно - исследовательской работы ; развитие материально - технической базы и программного обеспечения образовательного процесса ; разработка новых и совершенствование апробированных комплектов учебно - методического обеспечения учебного процесса ; внедрение новых и совершенствование используемых проектно - ориентированных технологий ; расширение за счёт внедрения информационно - коммуникационных технологий обучения междисциплинарных связей ; разработка и внедрение современных методов всестороннего развития личности студента.
Студенческая конференция « От студенческого творчества - к научному исследованию » Секция « Экономика и финансы » Ежегодно около 20 работ
Управленческая роль руководителей научного общества направлена на осуществлении ряда задач : - на мотивационном этапе – приобщение педагога и студента к исследовательской деятельности ; - на организационном этапе – обучение технологии исследовательской деятельности ; - на обобщающем этапе – предоставление возможности для обобщения и трансляции полученного опыта.
Проектно - исследовательская деятельность показала, что педагог, освоивший исследовательскую функцию, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, может организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества к подготовке специалистов.
Можно отметить первые шаги в осуществлении деятельности по обновлению содержания обучения : работа по созданию компетентностной модели выпускника, проектирование организации образовательного процесса с позиций компетентностного подхода ; формирование учебно - программной документации в соответствии федеральными государственными стандартами третьего поколения ; формирование учебно - методических комплексов ;
Деятельность ПЦК по реализации компетентностного подхода в обучении позволит повысить эффективность обучения, будет способствовать повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда.