Методическая разработка «Система методической работы в ДОУ по внедрению «метода проектов»» Зимова Елена Викторовна старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « Детский сад 35» Арзамас,2012 год
Актуальность: «Знание – это абсолютная ценность нашего мира. Необходимо учиться, необходимо познавать. Непознаваемого – не существует, мы можем говорить лишь о том, что существует непознанное». М. Горький Проектный метод побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень. Содействует активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организаций социума. Формирует у дошкольников умение планировать, самостоятельно решать поставленные проблемы, способствует развивает познавательную и творческую активность.
Кадровый потенциал ДОУ
Результаты анализа
Выявленные проблемы: Низкий уровень профессиональной компетентности педагогов по внедрению проектного метода; Трудности во взаимодействии между родителями, детьми и педагогами; Недостаточное: -обеспечение программно-методическими ресурсами; -развитие материально-технической базы ДОУ.
ЦЕЛЬ: Создание системы методической работы в ДОУ по внедрению в образовательный процесс новой педагогической технологии – «метод проектов». Задачи: Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного апробации новых форм, видов и содержания проектной деятельности. Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активизации и осмысливания своей педагогической деятельности. Установить партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников, с социумом, путем объединения усилий для развития и воспитания детей дошкольного возраста. Разработать методические рекомендации для педагогов и специалистов ДОУ в рамках проектной деятельности. Проект: «Методическое сопровождение внедрения проектного метода в дошкольном учреждении»
Основные направления работы: построение проектного взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания; создание единого образовательного пространства; постоянное методическое сопровождение творческих проектов; создание банка данных учреждений города, региона по работе с проектным методом; обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне; совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ; активное многофункциональное взаимодействие с социальными партнёрами, общественными организациями и учреждениями города; вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.
1. Изучение новинок методической литературы: история возникновения проектного метода; типы и виды проектов; структура проектов. I этап - подготовительный 2. Знакомство с опытом работы педагогических коллективов других ДОУ (д/с 34 р.п.Выездное, д/с 18, 44 г.Арзамаса)
3. Повышение квалификации педагогов через следующие формы работы: Внутри ДОУ: самообразование, педагогические советы, семинары, «круглые столы», мастер – классы. через работу Школы молодого педагога и Школы педагогического мастерства. Внешние: конференции, семинары, ГМО по проблемам внедрения и работы по проектному методу; курсы повышения квалификации в ФГБОУ ВПО «АГПИ им. А.П.Гайдара», НИРО; через Интернет – ресурсы;
ЦельФормы работыОтветственный Повышение уровня теоретических знаний педагогов. Появление интереса к проектной деятельности Консультация «Проектный метод организации воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Семинар-практикум «Разработка проектов образовательного процесса». Педсовет «Использование проектного метода в ДОУ – фактор успешности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса» Старший воспитатель Зимова Е.В., ФГБОУ ВПО «АГПИ им. А.П.Гайдара», Разработка материалов по реализации проектов Организация работы проектного совета Старший воспитатель Зимова Е.В., проектный совет Создание творческих групп педагогов. Накопление педагогами практических навыков проектирования Составление перспективного плана детских проектов на 3года Старший воспитатель Зимова Е.В., проектный совет Обсуждение сотрудничества с социальными институтами Целенаправленный поиск партнеров (встречи, переговоры, анкетирование и др.) Старший воспитатель Зимова Е.В., проектный совет Организация работы с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности
Осуществление взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ в процессе проектной деятельности Составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности Старший воспитатель Зимова Е.В., проектный совет Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОУ Старший воспитатель Зимова Е.В., проектный совет Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов Составление и реализация перспективного плана проектов, обеспечивающих взаимодействие детей, педагогов и родителей с социальными институтами города (библиотекой) Старший воспитатель Зимова Е.В., проектный совет Оказание методической помощи в рамках реализации проекта. Подбор материалов проектной деятельности Организация работы педагогического кабинета по направлениям (разделам): нормативные материалы; методическая и справочная литература; методические материалы, рекомендации Старший воспитатель Зимова Е.В., проектный совет Осуществление взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ в процессе проектной деятельности Составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности Старший воспитатель Зимова Е.В., проектный совет
II этап - реализационный 1. Проекты программ по самообразованию педагогов. 2. Программа развития ДОУ. Проекты ДОУ:
3. «Разработка Основной Общеобразовательной Программы МДОУ д/с 35» ( г.г.) Результат проекта : внедрение в работу ДОУ Основной Общеобразовательной Программы (Приказ 272в от года)
4. «Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ» ( год) Результат: преобразование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ; обобщение опыта работы на городской методическом объединении для старший воспитателей г. Арзамаса ( март 2012 года)
5. Разработка программы опытно-экспериментальной площадки «Педагогические условия развития детей дошкольного возраста в экологическом образовании через художественно-речевую и театрализованную деятельность»
Педагогические проекты: Результат: внедрение в работу педагогов рекомендаций, методических разработок по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Коллектив ДОУ стал лауреатом Всероссийского конкурса «Здоровый дошкольник» ( июнь 2012 год, г. Москва) Проект по здоровьесбережению ( г.г.) «Играем, двигаемся, развиваемся - вместе!»
«За добро - добром платят!» экологический проект в рамках городской опытно- экспериментальной работы ДОУ (октябрь 2011 –апрель 2012 г.г.) Результат: защита проекта на Открытом Региональном симпозиуме « Наш мир – мир Детства» ( апрель 2012 год, АГПИ им. А.П. Гайдара)
«Вместе весело шагать...» Проект по безопасности детей Результат: I место в областном конкурсе «Лучшее МДОУ по обучению правилам дорожного движения»
Детские проекты: «Божья коровка – друг или враг?» «Почему зимой медведи не спят?»
ЦельФормы работыОтветственный Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов. Внесение корректив в планирование и организацию работы Мониторинг проектной деятельности старший воспитатель Зимова Е.В. Воспитатели и специалисты ДОУ ФГБОУ ВПО «АГПИ им. А.П.Гайдара», Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов Анализ результатов проектной деятельности старший воспитатель Зимова Е.В. Воспитатели и специалисты ДОУ Определение уровня: знаний и умений педагогов по применению метода проектов в образовательном процессе; включенности педагогов в проектную деятельность Диагностика проектной деятельности педагогов старший воспитатель Зимова Е.В. Воспитатели и специалисты ДОУ Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов. Обобщение и распространение опыта Представление опыта работы ДОУ на конференциях города, региона. старший воспитатель Зимова Е.В. Воспитатели и специалисты ДОУ План работы по проектной деятельности на перспективу Определение перспектив работы ДОУ по проектной деятельности старший воспитатель Зимова Е.В. Воспитатели и специалисты ДОУ III этап - итоговый. Контрольно –диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по реализации проектной деятельности в ДОУ
Обобщение опыта работы в педагогическом сообществе. Педагогические проекты: ГодУровеньМероприятиеРезультативность 2011областнойКонкурс по ПДДПроект по безопасности детей «Вместе весело шагать…» 2012муниципальныйГМО для старших воспитателейОбобщение опыта работы над проектом: «Совершенствование предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ» 2012региональныйОткрытый региональный симпозиум: «Наш мир – мир Детства» Экологический проект: «За добро - добром платят» 2012всероссийскийКонкурс «Здоровый дошкольник» Проект по здоровьесбережению: «Играем, двигаемся, развиваемся - вместе!»
Детские проекты годуровеньмероприятиярезультативность 2012муниципальныйГородской конкурс исследователь ских проектов для младших школьников и дошкольников Проект: «Божья коровка – враг или друг?» 2012региональныйРегиональный конкурс исследователь ских проектов для младших школьников и дошкольников Проект: «Почему медведи зимой не спят?»
Мониторинг выявления результативности работы ДОУ по проектному методу 2009 – 2010 учебный год учебный год 2009 – 2010 учебный год учебный год
Мониторинг развития детей, участвующих в проектной деятельности
Презентации проектов на сайте МБДОУ д/с 35.
Вывод: проектная деятельность способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями; дает педагогам возможность саморазвиваться и самовыражаться, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста – от проекта к проекту. Перспективы: Продолжать инициировать педагогов к использованию технологии проектирования во взаимодействии с родителями, социальными партнерами. Создать банк данных проектов ДОУ.