Требования ФГОС к индивидуальному проекту учащегося ГБНУ «МИРО», май 2014 Требования к процессу организации ученического проектирования (организация деятельности, поддержка, временные характеристики) Требования к результату проектирования (образовательные результаты, результаты к оформлению проекта) Индивидуальный проект (ИП) - особая форма организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). ИП выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно- исследовательской, социальной, художественно- творческой, иной). ИП выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: - сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления; - способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; - сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; - способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Проектная деятельность – средство инновационного развития образования. Интегративная проектная среда ОО. Образовательная организация (ГБОУ) Создается интегративное образовательное пространство проектов. Вводятся комплексные проекты с привлечением социальных партнеров. Образовательная организация реализует проекты в рамках федеральных и региональных программ развития образования. Педагоги, руководители направлений проектной деятельности Образовательные проекты (во взаимодействии с ВУЗами и другими социальными партнерами). Ведение и кураторство проектов обучающихся на разных ступенях. Педагогические проекты по сценированию образовательного процесса в рамках основной образовательной программы. Учащиеся на разных ступенях образовательного процесса Обеспечение преемственности образовательных уровней. Обеспечение достижения метапредметного и личностного результата. Освоение групповых форм работы и достижения результативности. Формирование профессионального самоопределения на деятельностной основе, мотивация выбора профильности.
Возможности проектной и исследовательской деятельности в предуниверситарии: раннее знакомство обучающихся с направлениями научно- экспериментальных исследований в исследовательском университете (8-9 класс); участие школьников в обсуждениях научных проблем в области экспериментальной физики посредством включения в сложные формы научной дискуссии (методологический семинар, проектная сессия и пр.) выбор темы, включенной в общий пул исследований НИЯУ МИФИ по конкретному научному направлению; экспериментальное исследование с использованием высокоточного современного оборудования; научное руководство исследовательских проектов со стороны ППС и аспирантов НИЯУ МИФИ; высочайший уровень экспертизы замыслов и направлений предполагаемой работы; интеграция исследовательской деятельности учащихся в реальную научную практику.
Интеграция ресурсов – качество образования в рамках предуниверситария Исследовательские проекты Повышенный уровень преподавания Университетский Лицей 1511 предуниверситария НИЯУ МИФИ предуниверситарий Профессорско-преподавательский состав НИЯУ МИФИ олимпиады ЕГЭ Летняя исследовательская практика Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор». Успешность в разных сферах деятельности
ОЛИМПИАДЫ НИЯУ МИФИ Название олимпиады Совместно с кем приводится Статус (городской, всероссийский, международный) Тип задач (есть ли задачи проектного типа, конструкторские, моделирование эксперимента, …) Индивидуальное / командное участие 1 Отраслевая физико- математическая олимпиада «Росатом» РОСАТОМОтраслевая, в перечне Министерства образования и науки РФ Предметные задания повышенной сложности индивидуальное 2 Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор» РОСАТОМВсероссийский, в перечне Министерства образования и науки РФ Отборочный этап: тезисы докладов. Заключительный этап: стендовые доклады и тестирование (предметные задачи повышенной сложности) индивидуальное 3 Объединенная межвузовская математическая олимпиада 32 организацииIII уровня, в перечне Министерства образования и науки РФ Предметные задания повышенной сложности индивидуальное 4 Инженерная олимпиада школьников МГУПС (МИИТ); НГТУ им. Алексеева; СГАУ им. Королева (НИУ); СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в перечне Министерства образования и науки РФ Имеют инженерную направленность, но не выходят за рамки школьной программы (по положению) индивидуальное
Проблемы, решаемые при построении новой образовательной практики – предуниверситария В наличии: участие профессорско- преподавательского состава МИФИ в обучении школьников; возможности ознакомления с современным оборудованием и современными научными исследованиями; олимпиадная подготовка; возможность непосредственного взаимодействия с ведущими действующими учеными; лекции по современным проблемам науки. Перспективные формы интеграции: Детско-взрослые исследовательские проекты с участием ученых НИЯУ МИФИ; летние /зимние исследовательские школы-лаборатории; олимпиады/конкурсы по проектированию, конструированию, моделированию научной работы школьников. детско-взрослые научные конференции, вебинары;
Сопровождение проектной деятельности ОО - научно-методические и организационные разработки ГБНУ «МИРО» 1. Моделирование организации проектной деятельности в школе на основе образовательной ИТ-среды. 2. Формирование проектных команд ОО. 3. Обеспечение культуры проектирования в образовательном процессе. 4. Поддержка и экспертиза: проектной деятельности образовательных учреждений; образовательных проектов педагогов; проектной деятельности учащихся (инженерно-конструкторские проекты). 5. Развитие деятельностных форм обучения (командные форсайты, детско-взрослые проекты, летние школы, экскурсии).