Реализация дополнительных образовательных программ - компонент системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни Бойко Елена Николаевна, Старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования БОУ ДПО «ИРООО»
Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» (2 - 6 классы) Разработчики УМК – сотрудники Института возрастной физиологии Руководитель авторского коллектива УМК – Марьяна Михайловна Безруких, доктор биологических наук, профессор, академик РАО и центра образования и здоровья МО РФ доктор биологических наук, профессор, академик РАО и центра образования и здоровья МО РФ СЛАЙД 1
Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2009 годы» СЛАЙД 2
Авторы программы: М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова Программа СЛАЙД 3
Методическое пособие для педагогов и родителей 5–6 классы Структура УМК «Все цвета, кроме черного» СЛАЙД 4 СЛАЙД 4
Сформировать у детей навыки эффективной адаптации в обществе в обществе Научить родителей и педагогов, Научить родителей и педагогов, как пробудить у детей интерес как пробудить у детей интерес к различным видам к различным видам познавательной деятельности познавательной деятельности СЛАЙД 5 СЛАЙД 5 Цели УМК Цели УМК
формирование здоровьесберегающих установок формирование здоровьесберегающих установок развитие коммуникативных навыков развитие коммуникативных навыков формирование психологической устойчивости формирование психологической устойчивости просвещение родителей просвещение родителей СЛАЙД 6 СЛАЙД 6 Основные задачи УМК
1. Учебные курсы 2. Отдельный курс за счет регионального или школьного компонента 3. Внеклассная работа в школе 4. Работа в системе дополнительного образования 5. Работа в семье СЛАЙД 7 СЛАЙД 7 Вариативность способов реализации УМК
Многократное проигрывание ситуаций Многократное проигрывание ситуаций Акцент на развитие индивидуальности Акцент на развитие индивидуальности Возможность дифференцированно использовать рабочие тетради Возможность дифференцированно использовать рабочие тетради Принцип спирали Принцип спирали Тематические модули Тематические модули СЛАЙД 8 СЛАЙД 8 Методические особенности рабочих тетрадей
Тематические модули СЛАЙД 9
Твоенастроение СЛАЙД 10
Как научиться преодолевать трудности вместе СЛАЙД 11
Как понять друг друга без слов СЛАЙД 12
Тематические модули СЛАЙД 13
Твой класс СЛАЙД 14
Кто твой друг? СЛАЙД 15
Какой у тебя характер СЛАЙД 16
Какой воспитать характер характер СЛАЙД 17
Как сказать «нет» и отстоять свое мнение СЛАЙД 18
Методические пособия Нужна ли ранняя профилактика курения, употребления алкоголя для младших школьников?Нужна ли ранняя профилактика курения, употребления алкоголя для младших школьников? Как организовать профилактическую работу?Как организовать профилактическую работу? Факторы риска Факторы риска Как заниматься по тетрадям:Как заниматься по тетрадям: «Учусь понимать себя» (2 класс) Учусь понимать других» (3 класс) «Учусь общаться» (4 класс) «Учусь общаться» (4 класс) СЛАЙД 19 СЛАЙД 19 Книга для родителей
Виды заданий Оценка режима дня Оценка режима дня Оценка работоспособности Оценка работоспособности Оценка настроения Оценка настроения Оценка собственного состояния Оценка собственного состояния (2 кл. – стр ) (2 кл. – стр ) Наблюдение и оценка собственного состояния, поведения, настроения СЛАЙД 20
Чтение и анализ текстов, пословиц, поговорок Чтение и анализ текстов, пословиц, поговорок Анализ ситуаций (4 кл. – стр )Анализ ситуаций (4 кл. – стр ) Виды заданий Работа с текстом СЛАЙД 21
Постановка мини-спектаклей Постановка мини-спектаклей Походы в театр, музей Походы в театр, музей Составление рассказа, сказки Составление рассказа, сказки Создание плакатов (4 кл. стр )Создание плакатов (4 кл. стр ) Виды заданий Виды заданий Творческиезадания СЛАЙД 22
образно-ролевые игры игры по правилам игры по правилам сюжетно-ролевые игры (3 кл. – стр. 8-9) сюжетно-ролевые игры (3 кл. – стр. 8-9) Виды заданий Игры Игры СЛАЙД 23
Настольная игра Настольная игра Отгадывание кроссвордов Отгадывание кроссвордов (4 кл. – зад.3, стр.46) (4 кл. – зад.3, стр.46) Закрепление Закрепление материала материала Виды заданий СЛАЙД 24
Инструментарий оценки – наблюдение, анкеты До проведения работы по УМК: До проведения работы по УМК: анкета 1 – для педагогов, анкета 1 – для педагогов, анкета 2 – для педагогов, анкета 2 – для педагогов, анкета 3 – для детей, анкета 3 – для детей, анкета 5 – для родителей анкета 5 – для родителей После проведения работы по УМК: После проведения работы по УМК: анкета 4 – для детей 2 класса анкета 4 – для детей 2 класса анкета 6 – для педагогов 2, 3, 4 кл. анкета 6 – для педагогов 2, 3, 4 кл. Оценка эффективности Виды анкет СЛАЙД 25
Оценка эффективности УМК «Все цвета, кроме чёрного» ( опыт Самарской области ) СЛАЙД 26
У детей, занимающихся по УМК «Все цвета, кроме черного», улучшились коммуникативные навыки, о чем свидетельствует возросшее число друзей как в школе, так и за ее пределами - Учащиеся научились более рационально использовать свое свободное время - Расширились знания учеников о правилах здорового образа жизни. Они стали меньше смотреть телевизор, быстрее делать уроки, больше времени уделять занятиям спортом и отдыху. Больше ребят стало посещать кружки, школы искусств и различные секции СЛАЙД У детей, занимающихся по УМК «Все цвета, кроме черного», улучшились коммуникативные навыки, о чем свидетельствует возросшее число друзей как в школе, так и за ее пределами - Учащиеся научились более рационально использовать свое свободное время - Расширились знания учеников о правилах здорового образа жизни. Они стали меньше смотреть телевизор, быстрее делать уроки, больше времени уделять занятиям спортом и отдыху. Больше ребят стало посещать кружки, школы искусств и различные секции СЛАЙД 27 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
Сформировались более глубокие и доверительные отношения между детьми и родителями. Возросло число детей, которые хотели бы стать похожими не на вымышленных персонажей кино, а на собственных родителей. Наряду с этим возросло число детей, желающих больше времени проводить вместе с родителями - Возросло число детей, которые считают пристрастие к спиртным напиткам и табаку плохой привычкой - Учащиеся выработали в себе навыки самоконтроля, которые помогли им скорректировать несоответствия в режиме дня. Многие школьники отметили, что стали раньше ложиться спать и самостоятельно просыпаться перед школой, питаться более регулярно СЛАЙД 28 - Сформировались более глубокие и доверительные отношения между детьми и родителями. Возросло число детей, которые хотели бы стать похожими не на вымышленных персонажей кино, а на собственных родителей. Наряду с этим возросло число детей, желающих больше времени проводить вместе с родителями - Возросло число детей, которые считают пристрастие к спиртным напиткам и табаку плохой привычкой - Учащиеся выработали в себе навыки самоконтроля, которые помогли им скорректировать несоответствия в режиме дня. Многие школьники отметили, что стали раньше ложиться спать и самостоятельно просыпаться перед школой, питаться более регулярно СЛАЙД 28 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
Просвещение родителей Беседы с учителем Беседы с учителем Брошюры комплекта Брошюры комплекта Вопросы к издательству (сайт Вопросы к издательству (сайт Консультации Института возрастной физиологии Консультации Института возрастной физиологии СЛАЙД 29 СЛАЙД 29
Дополнительная литература Комплект брошюр «Азбука здоровья и развития» (под редакцией М.М. Безруких) СЛАЙД 30
Методическое руководство для учителя Учебники – тетради под редакцией С.М.Чечельницкой Комплект из 150 опорных рисунков- таблиц СЛАЙД 31
Задачи программы: научить различным методам эмоционального восприятия и оценки самого себя и окружающего мира; показать практические методы общения между людьми; научить позитивным методам решения конфликтных ситуаций; научить практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье; познакомить с основами безопасного поведения в различных ситуациях СЛАЙД 32
Виды деятельности: постановка сценок, миниатюр; чтение стихов, сказок, рассказов; прослушивание и разучивание песен; рисование и раскрашивание рисунков; сочинение сказок, полезных и вредных советов; составление и решение кроссвордов, ребусов; ведение дневников самонаблюдения; деловые игры; тесты. Слайд 33
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЛАЙД 34
Серия: В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» Материалы разработаны и подготовлены к печати при содействии Управления социально- педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на годы». Рекомендовано Федеральным экспертным советом при Министерстве образования Российской Федерации по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами. Слайд 35
Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в младшем школьном возрасте - Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю. Колесова Л. С. Полезные привычки. Программа для начальной школы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми - Макеева А. Г., Лысенко И. В. Программа педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников - Гусева Н. А. Программа профилактики злоупотребления ПАВ у младших школьников «Волшебная страна Чувств» Слайд 36