Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования Заседание муниципальной ассоциации педагогов дополнительного образования «Обсуждение концепции развития дополнительного образования в Российской Федерации»
Новые направления дополнительного образования технологии культурной политики технологии регионального развития антропологические технологии технологии научного познания инженерные технологии визуальные технологии сетевые технологии
Цели и задачи развития дополнительного образования Цели: обеспечение прав личности на развитие и самореализацию расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей развитие мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества, обеспечение общественной солидарности Задачи: увеличение охвата детей услугами дополнительного образования повышение качества дополнительного образования обновление содержания дополнительного образования в соответствии с задачами развития государства, интересами детей и потребностями семей, изменениями технологического и социального уклада создание механизма государственной поддержки права детей на участие в программах дополнительного образования, независимо от места проживания, социально-экономического положения семей, а также статуса здоровья через персонифицированные обязательства формирование эффективной межведомственной системы управления дополнительным образованием
Принципы развития дополнительного образования программа как базисный элемент системы образования свобода выбора программ, режима их освоения вариативность, гибкость и мобильность программ возрастосообразность программ и форм, возможности межвозрастного взаимодействия деятельностный, продуктивный характер программ открытый и сетевой характер, модульное устройство программ, возможность взаимозачета результатов личностно образующий и метопредметный характер программ принцип социальной адаптивности к изменяющимся условиям и неопределенности
Основные механизмы развития дополнительного образования снижение административных барьеров для реализации индивидуальных образовательных траекторий, межведомственной и межуровневой кооперации и интеграции ресурсов персонификация финансирования дополнительных общеразвивающих программ прозрачность распределения бюджетных средств, эффективность их использования открытый государственно-общественный характер управления сферой дополнительного образования, опора на механизмы общественной экспертизы и саморегулирования информационная прозрачность, обеспечение доступа к полной и объективной информации о качестве программ, организациях, образовательных результатов создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг
Основные направления реализации концепции повышение доступности программ дополнительного образования, в том числе для особых категорий детей расширение спектра программ дополнительного образования развитие системы регулирования качества дополнительного образования повышение эффективности деятельности организаций дополнительного образования развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования модернизация инфраструктуры дополнительного образования развитие неформального и информального образования
Ожидаемые результаты и эффекты реализации концепции Дети и молодежь: воспринимают сферу дополнительного образования как значимое пространство для саморазвития, самообразования и самореализации ориентируются в ресурсах дополнительного образования, доступных как на территории проживания, так и вне ее имеют возможности выбора программ дополнительного образования на основе собственных интересов и увлечений имеют возможность использовать ресурсы городской среды для реализации групповой досугово-образовательной деятельности мотивированы к участию в реализации современных программ дополнительного образования детей по приоритетным направлениям и получению дальнейшего профильного профессионального образования мотивированы к участию в сложных интеллектуальных и культурных форм досуга
Семьи: родители рассматривают участие своих детей в дополнительном образовании как необходимое условие их полноценного развития, профессиональной ориентации и социализации имеют доступ к полной объективной информации о конкретных организациях и программах дополнительного образования, включая рекомендации по выбору, исходя из территории проживания, возраста, интересов и особенностей ребенка родители осуществляют совместно с детьми при поддержке консультантов ответственное планирование индивидуальных траекторий дополнительного образования семьям с низкими доходами предоставляются различные формы поддержки в доступе к программам дополнительного образования Общество: «пространство для саморазвития и самореализации» «механизм развития человеческого потенциала» «среда воспитания научной, культурной, инженерной и политической элиты страны» «среда предоставления равных возможностей и действующих социальных лифов» «среда сохранения и передачи лучших традиций образцов культуры» «инновационная площадка, инкубатор форм образования будущего» «сфера эффективных частных инвестиций»
Бизнес: Сфера дополнительного образования детей воспринимается представителями социально-ориентированного бизнеса в качестве приоритетной области благотворительной деятельности и пожертвований. Система дополнительного образования детей рассматривается бизнесом как инструмент поиска и отбора одаренных и талантливых личностей с целью последующей подготовки уникальных инженерных, конструкторских и научных кадров в интересах передовых отраслей отечественной промышленности. Поддержка программ образования, досуга и отдыха детей сотрудников рассматривается как важное направление политики в сфере социального и кадрового развития организаций и предприятий.
В результате реализации концепции будут получены следующие эффекты Организационно-педагогические эффекты: организационное развитие всех образовательных институтов в направлении образовательных моделей, обеспечивающих более высокую интеграцию обучения, воспитания, личностного развития и социализации создание новых возможностей для воспитания, личностного развития и успешной социализации за счет интенсивной социально-культурной жизни, а также эффективного использования социокультурного потенциала в образовательном процессе стимулирование педагогических и управленческих кадров системы дополнительного и неформального образования к повышению своего профессионального мастерства, освоению современных интерактивных образовательных технологий, развитию своих педагогических и коммуникативных компетентностей соявление подростковых и молодежных объединений и сообществ, ориентированных на профессионализацию и потребление интеллектуального продукта посредством дополнительного образования детей
Социальные эффекты: уменьшение рисков, связанных с социальной напряженностью, за счет сформированных в системе дополнительного и неформального образования духовно- нравственных качеств молодежи, повышения ее общекультурного уровня, толерантности и коммуникативной компетентности повышение удовлетворенности молодого поколения качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного образования обеспечение межпоколенческой солидарности, воспроизводство традиций и норм общественной жизни сокращение преступности среди несовершеннолетних снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма и наркомании Социально-экономические эффекты: повышение социально-экономической эффективности вложений общества в систему образование за счет получения более высокого качества социальных результатов образования дополнительная инвестиционная привлекательность страны за счет повышения уровня человеческого капитала повышение конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений в федеральном и международном масштабе на основе высокого уровня образования, развития их личностных качеств и сформированных социально значимых компетенций
624800, г. Сухой Лог, Юбилейная, 8 а тел.:(34373) факс.:(34373)45398 Контактная информация