Первые итоги и уроки «Профилактика ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп» в рамках Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2006 году
Общая информация о проекте Заказчик: Роспотребнадзор Исполнитель: ОИЗ Подразделы: Профилактика ВИЧ-инфекции среди ПИН (ОИЗ) Профилактика ВИЧ среди заключенных (ОИЗ) Профилактика ВИЧ среди КСР (СИ) Основные задачи: Поддержка региональных проектов Разработка нормативно-методической базы Подготовка кадров Срок реализации: апрель–декабрь 2006 Бюджет: 50 млн рублей
Региональные мероприятия стартовали на базе 40 проектов в 22 субъектах РФ
Проекты профилактики ВИЧ среди ПИН
Основные компоненты проектов по профилактике ВИЧ среди осужденных Обучение сотрудников учреждений УИС по профилактике ВИЧ среди осужденных Информирование осужденных по вопросам сохранения здоровья и снижению риска инфицирования ВИЧ Обеспечение доступа осужденных к средствам профилактики Организация групп взаимопомощи осужденных ЛЖВС
Общие результаты региональных проектов среди ПИН и заключенных Достигнут запланированный охват целевых групп 10-20% ПИН Более 5000 осужденных Около 1000 ЛЖВС (в группах взаимопомощи) Распространение около 180 тысяч презервативов Обмен около 100 тысяч шприцев Обучение запланированного числа специалистов На 78 семинарах (более специалистов СВ и 500 участников проектов в УИС) В тренинг-центрах (63 специалистов СВ и 60 сотрудников УИС) Техническая помощь всем проектам экспертами ОИЗ
Разработаны, напечатаны и распространены инфоматериалы Методические рекомендации по профилактике ВИЧ среди ПИН Учебное руководство для обучающих центров по «снижению вреда» Методическое руководство по «Профилактике ВИЧ инфекции среди заключенных» Методическое руководство «Персонификация профессионального и поведенческого риска заражения ВИЧ-инфекцией» Методическое руководство по добровольному до и пост-тестовому консультированию Рекомендации по профилактике ВИЧ для осужденных Базовый пакет информационных материалов для проектов «снижения вреда» Базовый пакет информационных материалов для региональных проектов Практическое руководство для врачей «Особенности диагностики, лечения и профилактики ИППП у лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату» Практическое руководство по подготовке тренеров из числа лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату Брошюра для КСР «Контрацепция» Брошюра для КСР «ИППП»
Основные проблемы Особенности контракта Особая ответственность за использование целевых бюджетных средств Коммерческий контракт между Роспотребнадзором и ОИЗ. Договор оказания услуг между ОИЗ и соисполнителями. НДС 30% финансирование со стороны федерального бюджета с последующим возмещением 70% расходов Бюджетные ограничения на некоторые статьи расходов (проживание, питание участников семинаров и пр.) Сроки Длительное согласование штатной сетки и з адержка подписания контракта с ОИЗ Сокращение сроков реализации проекта без изменения индикаторов Задержка перевода средств Неясный правовой статус СВ Препятствия ГНК (например, в Астрахани и Воронеже)
Трудности на этапе проведения конкурса и выбора соисполнителей Ограниченное количество потенциальных соисполнителей Имеющих опыт реализации аналогичных программ Имеющих поддержку местных структур власти имеющих право работать по коммерческому контракту (ограничения по уставу, возможность оказания платных услуг и пр. – например, тюрьмы) Отказ потенциальных соисполнителей из за условий предложенного контракта (например, Набережные Челны)
Трудности на этапе реализации Субъективные Негативная реакция и страх со стороны соисполнителей Коммерческая деятельность Увеличение работы, связанной с налоговой отчетностью Боязнь привлечения внимания налоговых органов и проверок Счетной Палаты Объективные Трудности организаций, связанные с началом коммерческой деятельности Неумение бухгалтеров и руководителей вести коммерческую деятельность Незнание правил раздельного ведения бухучета Незнание правил ведения налогового учета (НДС) Несвоевременное или неправильное предоставление отчетности Ограниченные сроки предоставления отчетности (в федеральные органы, налоговые органы) Неурегулированность процесса быстрого возврата налоговых средств из бюджета (НДС)
Отличия успешных и проблемных проектов Успешный проект Высокий уровень менеджмента: Общая организованность Серьезный подход к бюджетированию и четкое исполнение сметы договора Порядок в организации и контроль за работой Готовность бухгалтера учиться Инициирование контакта с заказчиком, консультации и обсуждение вариантов решения проблем Проблемный проект Низкий уровень менеджмента Неготовность обучаться и нежелание перестраивать работу организации Боязнь ответственности (руководитель организации, бухгалтер)
Разница по выполнению контрактов между НКО и ГО отсутствует Самые подготовленные Государственное учреждение здравоохранения «Липецкий областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» Челябинская городская общественная организация «Независимый исследовательский центр «Есть мнение» Наиболее открытые и обучаемые Муниципальное учреждение городского округа Чапаевск «Чапаевский наркологический диспансер» Нижегородская РОО «Реабилитационное пространство» Череповец - АНО «Центр эффективных психологических технологий», Омск - РОО Центр "Сибирская Альтернатива», Балаково - Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании" Красноярская краевая молодежная общественная организация «Мы против СПИДа»
Итоги Все мероприятия проекта реализуются в срок в соответствии с ТЗ и планом работы Разработана единая методическая база для профилактики ВИЧ среди уязвимых групп Отработана эффективная модель поддержки и управления разветвленной сетью проектов Демонстрация государством ответственного, серьезного отношения к проблеме ВИЧ/СПИД Реальный пример взаимодействия и сотрудничества государства и НКО Основные трудности связаны не с программной деятельностью (за исключением ГНК), а с условиями выполнения контракта
Уроки Основные факторы успешной реализации широкомасштабных сетевых проектов Унификация методологии Профессиональный менеджмент Федеральным органам необходимо рассмотреть возможность отказа от коммерческих контрактов по социально- ориентированным программам (в пользу, например, субвенций) Организациям, планирующим участие в подобных государственных программах, особое внимание следует уделять квалификации финансовых сотрудников
Спасибо за внимание!