"МБОУ Шлиссельбургская средняя образовательная школа 1 с углублённым изучением отдельных предметов" Проектно-исследовательская работа «Условия прорастания семян и развитие зародыша» На примере растения Отдел Покрытосеменные Класс Двудольные Семейство Бобовые Вид Боб обыкновенный /Ленинградская область, Кировский район, г. Шлиссельбург/ Выполнил : ученик 6 класса КУЛЁМИН СЕМЁН Руководитель: учитель биологии МБОУ «ШСОШ 1» ПРОКОФЬЕВА НАТАЛЬЯ ФЁДОРОВНА 2013 – 2014 учебный год
Цель: Изучить условия прорастания семян и развитие зародыша семени и доказать, что это интересно и увлекательно. Задачи: 1. Изучить литературу о влиянии условий на прорастание семян. 2. Проследить ход развития семян. 3. Сфотографировать и оформить слайды по данной теме. 4. Иметь практический опыт по проращиванию семян, который я смогу применять в жизни.
Программа исследования: 1. Выбор темы и причины побудившие к исследованию. 2. Исследовательская работа (в течении двух недель). 3. Выводы по работе и оформление в виде презентации. Ход работы: На уроках биологии нам рассказывали про развитие зародыша семени. А про условия влияющие на рост зародыша мы ещё не проходили и я решил выяснить, что для этого необходимо.
Этап 1: В учебнике я прочитал, что для прорастания семян нужны : Условия прорастания семян: Вода: Набухание, прорастание, всхожесть семян Воздух: Прорастание, дыхание семян Тепло: Прорастание семян
Строение семян двудольных растений: Зародышевый корешок Зародышевый стебелёк Зародышевая почечка Семядоля Семенная кожура
Я взял семена и положил в 4 ёмкости: 1- Семена без воды, но с доступом воздуха и тепла. 2- Семена с водой и доступом воздуха, но при низкой температуре (в холодильнике). 3- Семена без доступа воздуха (слой растительного масла),вода и тепло 4- Семенам были доступны вода, воздух, тепло Каждый день я наблюдал за происходящем.
Первый день эксперимента Подсолнечное масло (чтобы не попадал воздух)
Второй день эксперимента
Третий день эксперимента
Четвёртый день эксперимента
Пятый день эксперимента
Шестой день эксперимента
Результаты эксперимента: 1. – Семена остались без изменения 2 – Семена набухли, но зародыш не развился. 3 – Семена набухли, но не проросли 4 – У семян пророс корешок и стебелёк.
Теперь я знаю этапы прорастания семян: 1. Поглощение воды 2. Набухание семян 3. Увеличение размера 4. Появление корешка 5. Появление стебелька
II этап - Прорастание семян в благоприятных условиях:
Первый день эксперимента Начало эксперимента.
Третий день эксперимента Начал появляться корень.
Четвёртый день эксперимента Корневые волоски
У боковых клеток зоны всасывания появляются выросты – корневые волоски.
Пятый день эксперимента На пятый день были поставлены метки на определенном расстоянии
Шестой день эксперимента Расстояние между метками увеличивается, корень растёт в длину.
На шестой день эксперимента можно разглядеть все зоны корня: Корневой чехлик служит защитой верхушки корня. Ткань – покровная. В зоне деления клетки постоянно делятся, соответственно увеличивается кол-во клеток. Ткань – образовательная. В зоне растяжения клетки растут, вытягиваются. Корень растёт в длину. Ткань – образовательная. У наружных клеток зоны всасывания имеются выросты – корневые волоски. Служат для всасывания питательных веществ. Ткань – проводящая. Зона проведения состоит из сосудов, вытянутых вдоль корня с толстыми оболочками. Служат для передач растворённых веществ в стебель и листья. Ткань – покровная, механическая.
Восьмой день эксперимента
Девятый день эксперимента От главного корня отрастают боковые корни
Результаты эксперимента: Я на своём опыте проверил какие требуются условия для прорастания семян и как происходит развитие зародыша. Теперь я умею выращивать бобы у себя дома. Для выращивания бобов требуется немногое: несколько семян бобов, марля, вода, тепло, земля и конечно желание. Выводы: Для развития зародыша необходимы: тепло, вода, воздух. Первым у зародыша развивается корешок, затем стебелёк и почечка. У меня продолжается эксперимент, теперь я посадил бобы в землю. Выращивание бобов вовлекает в дело и в наблюдение за прорастанием семян. Это очень интересно и увлекательно! Я собираюсь начать другие эксперименты!
Список использованной литературы: 1. Пасечник. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения.