Формирование профессиональных компетентностей учителя музыки в последипломном образовании Составитель – Г.П. Сергеева, к.п.н., профессор Презентация к программе курса «Актуальные проблемы развития профессиональных компетентностей учителя музыки (в условиях реализации ФГОС ООО)»
Фундаментальное ядро музыкального образования (ФГОС) Базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях; Основные элементы научного знания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы; Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, информационные универсальные учебные действия.
Содержание музыкального образования в УМК «Музыка» Фольклор – традиционная музыкальная культура. Музыка религиозной традиции. Шедевры классической музыки. Современная (академическая и популярная) музыка. ФГОС - системный, деятельностный, компетентностный подходы
Компетенция и компетентность Компетенция - способность и готовность учителя к деятельности. Компетентность - способность личности, устанавливать связь между знаниями, ценностями, склонностями и ситуациями, применять способы и действия для решения разного рода задач.
Международные характеристики ключевых компетентностей неалгоритмичность – решение задач на основе эвристических подходов; полифункциональность – решение сложных нестандартных задач в повседневной жизни; универсальность и надпредметность – возможность решать сложные нестандартные задачи из разных предметных областей человеческой деятельности; многомерность – ряд интеллектуальных умений, знаний, способов деятельности, личностных качеств учителя.
Профессиональные компетентности учителя музыки Компетентность педагога-музыканта - интегрированное качество личности, в котором его деятельность характеризуется как комплексная, сочетающая в себе различные составляющие, направленные на совершенствование профессиональной культуры, педагогического мастерства.
Психолого-педагогическая компетентность Знания из общей педагогики, дидактики, возрастной и музыкальной психологии, их адаптация на процесс музыкального образования и воспитания Восприятие – музыкальные способности – музыкальное творчество
Музыкально-теоретическая компетентность Актуализация знаний и способов деятельности из области теории и истории музыки, музыкознания, их «переплавка» в музыкальную педагогику и педагогику художественного творчества
Исполнительские компетентности Владения музыкальным инструментом Владение технологиями детского музицирования Вокальная и дирижерская подготовка Использование технологий развития певческой культуры Умения и навыки музыкальной импровизации, пластического интонирования, музыкально-ритмических движений, драматизации Организация внеурочной исполнительской деятельности учащихся Артистизм
Общехудожественные компетентности Комплекс представлений о значимости основных положений из разных областей знаний – философии, эстетики, социологии, культурологии и др.
Методические компетентности Степень актуализации методических знаний и умений, способов творческой деятельности в процессе освоения перспективных педагогических технологий, сообразных природе музыкального искусства, возрастным особенностям обучаемых, индивидуальным особенностям деятельности педагогов-музыкантов
Педагогические технологии музыкального образования (1) технология развития процессов восприятия музыкальных произведений; технологии формирования певческой культуры; технологии музицирования; технологии становления ассоциативно- образного мышления;
Педагогические технологии музыкального образования (2) технологии проектно-исследовательской деятельности; технологии здоровьесбережения и арт терапии; информационно-коммуникационные технологии; технологии освоения содержания учебно- методических комплектов «Музыка»; технологии диагностики развития музыкальной культуры школьников.
Просветительские компетентности создание культурно-образовательной среды школы, функционирование различных способов «выходов за пределы» урока, музыкального занятия, организация досуговой сферы учащихся на основе взаимодействия школы, семьи, культурного пространства региона и др.
Полихудожественные компетентности комплекс представлений о взаимодействии искусств, интегрированных программах, опыт поли художественной проектной деятельности, эмоционально-ценностное отношение к различным видам искусств,способность к выражению художественного образа через различные сенсорные системы, владение методикой поли художественной деятельности и ее рефлексией и др.;
Исследовательские компетентности участие в работе экспериментальных площадок, апробация новых технологий, воспитательных систем, частных методик, описание и представление результатов исследования педагогической общественности и др.
компетентности Информационно-коммуникационные компетентности Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Владение способами получения, обработки, хранения и воспроизведения и использования художественной информации в сети Интернет, Использование ИКТ в процессе дистанционного консультирования, Разработка и функционирования школьных и персональных сайтов учителя музыки. Вхождение в профессиональное сообщество с помощью телекоммуникационных форм общения и др.
компетентности Инновационные компетентности развитие креативности как системообразующей профессионального роста педагога-музыканта, актуализация творческой сущности, состояния самообновления собственной культуросообразности и культурной идентичности в постоянно меняющемся мире и др.