МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНИКА День славянской письменности и культуры
История празднования Впервые: в Болгарии в первом десятилетии XIX века. Характер массовых торжеств: в середине XIX века. Традиция: торжественно заканчивать в этот день учебный год в школах. Впервые в России: в 1862 году. Первая торжественная служба была совершена в университетском храме. Одновременно прошла служба в Новгороде.
История празднования 1863 год – службы в Харькове, Полтаве, Петербурге, Петрозаводске, Киеве, Белгороде. В Новгороде впервые звучит гимн в честь Кирилла и Мефодия. С начала 70-х: более скромные празднования. С 1918 года – отмена празднования. Возрождение: 1986 год
Что празднуем? День памяти подвига солунских братьев Кирилла и Мефодия Рождение АЗБУКИ Величие СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ Единство славянских народов Национальную идентичность и национальное единство
Когда и где празднуем? КОГДА: 24 мая Накануне, 23 мая В течении учебного года с финальным торжественным празднованием 24 мая ГДЕ: В школе В библиотеке На открытой площадке и т.д.
Формы проведения Тематический классный час Конференции с делением участников на творческие группы для подготовки выступлений (Возможные темы: «Развитие письменности», «Древние языки: старославянский и древнерусский», «Значение старославянского в развитии русского литературного» и др.) Игры в формате «Поля чудес», «Брейн-ринга», «Своей игры» и т.д. Путешествие (формат квеста, с выполнением командами определённых заданий ради достижения определённого результата) Театрализованное представление Историко-филологическая олимпиада
Дополнительные мероприятия Конкурсы рисунков Конкурсы сочинений (например, «Почему День славянской письменности и культуры отмечается 24 мая?») Конкурсы-выставки прикладного искусства Викторины Выставки литературы в разном формате (выставка- викторина, выставка дискуссия, и др.). Можно предложить классам самостоятельно оформить небольшие выставки в своём кабинете и выбрать победителей. Конкурс стенгазет Фотоконкурс
Планирование тематической внеклассной работы в течении учебного года Основные темы: Возникновение письменности. Праславянская письменность. История книги. Рукописная книга. Книгопечатание. Искусство Древней Руси. Славянские обычаи, традиции и праздники. Славянская мифология.
Практическая часть: происхождение письма Основные признаки, характеризующие письмо: Непосредственное действие (рисование, начертание) Передача информации и сохранение её в памяти
Начальный этап развития письменности Язык сигналов Звуки Дым костров разной высоты и цвета Договорённость об определённых символах
Письмо предметное: ранний этап
Письмо предметное Кипу перуанских индейцев Вампум
Стадия пиктографии Литературные источники: Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» Редьярд Киплинг «Как было написано первое письмо»
Стадия идеографии Разные виды иероглифов: Иероглифы майя Иероглифы Древнего Крита Древние китайские иероглифы
Слоговое письмо Индийское подстрочное письмо (деванагари) Славянские черты и резы
Первое звуко-буквенное письмо Финикийский алфавит Сопоставление финикийского и греческого письма
Ресурсы Литературные источники Интернет-источники Всероссийский конкурс рисунков «Заступники Земли Русской» и др. Статистические исследования
Примеры заданий