Достижению планируемых результатов подчинено проектирование всего образовательного процесса (в т.ч. – требования к условиям реализации и структуре ООП) Стандарт как совокупность трех групп требований К структуре основных образовательных программ (в т.ч. - соотношение и объем частей программы) = организация образовательного процесса К условиям реализации основных образовательных программ (кадровые, финансовые, материально- технические условия, информационное и учебно-методическое обеспечение) К результатам освоения основных образовательных программ (центральный, приоритетный компонент ФГОС!!!)
система ценностных ориентиров обучающихся; готовность к саморазвитию и личностному самоопределению; мотивация к обучению и познанию; социальные компетентности; основы гражданской идентичности (из ФГОС нач. школы) Личностные результаты универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями (из ФГОС нач. школы). Мета- предметные результаты Освоенный в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению + система основополагающих элементов научного знания Предметные результаты Новое понимание результатов образования
Требования ФГОС ООО к личностным результатам освоения ООП 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Требования ФГОС ООО к личностным результатам освоения ООП 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Требования ФГОС ООО к метапредметным результатам освоения ООП 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Предметные результаты освоения ООП = Система предметных знаний (основополагающих элементов научного знания) Система предметных действий + Опорные знания (принципиально необходимы для текущего и последую-щего успешного обучения): понятийный аппарат учебных предметов; ключевые теории, идеи, факты, методы + Дополнительные знания (действия с предметным учебным материалом, направленные на применение знаний, их преобразование и получение нового знания. В основе – УУД, но трансформированные с учетом особенностей предмета) Структура предметных результатов
Новый подход к предметным результатам образования: Главный критерий успешности освоения учебных предметов - «готовность к решению учебно- практических и учебно-познавательных задач ( «знания») на основе системы знаний и представлений …; обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений»
Требования ФГОС ООО к предметным результатам освоения ООП История России. Всеобщая история 5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; 6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Требования ФГОС ООО к предметным результатам освоения ООП Обществознание 5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; 6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Детализация требований к результатам образования осуществляется в подразделе «Планируемые результаты» основной образовательной программы, которая разрабатывается каждым ОУ самостоятельно на основе Примерной программы (входит в Целевой раздел ООП). Примерная основная образовательная программа носит рекомендательный характер, поэтому детализация требований ФГОС в виде планируемых результатах при разработке ООП в принципе может быть осуществлена по-разному
Планируемые результаты освоения ООП = система ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
1) Обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы 2) Выступают основой для разработки программ учебных предметов, курсов метапредметной направленности, внеурочной деятельности, учебно-методической литературы, системы оценки. Функции планируемых результатов:
Планируемые результаты должны: уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС с позиции организации их достижения в образовательном процессе и с позиции оценки их достижения адекватно отражать требования Стандарта (полный охват всех требований ФГОС к рез-там освоения ООП + операционализация, включающая полный набор действий, необходимых для достижения того или иного результата ФГОС) передавать специфику образовательного процесса (с учетом особенностей ОУ и запросов обучающихся), соответствовать возрастным возможностям обучающихся Общие требования к проектированию планируемых результатов
Основные классы учебно-познавательных и учебно-практических задач Учебно - познавательные задачи : на формирование умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний на формирование навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний Учебно - практические задачи : на формирование навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций на формирование навыка сотрудничества на формирование навыка коммуникации Учебно-практические + учебно-познавательные задачи: на формирование навыка самоорганизации и саморегуляции на формирование навыка рефлексии на формирование ценностно-смысловых установок на формирование ИКТ-компетентности обучающихся
(В соответствии с логикой ФГОС, является основой для построения системы оценивания; должен быть реализован в том числе при проектировании рабочих программ по предметам) В основной образовательной программе к каждому разделу учебных программ по предметам и междисциплинарных программ выделены два уровня планируемых результатов : «Выпускник научится» «Выпускник может научиться» Уровневый подход к представлению планируемых результатов
На основе итоговых планируемых результатов, разработанных на федеральном уровне, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает: 1) систему тематических планируемых результатов освоения учебных программ (в т.ч. – по курсам, вводимым самим ОУ) 2) программу формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ. (оба документа включаются в Основную образовательную программу в виде приложения) Компетенция образовательного учреждения при проектировании планируемых результатов
Разработка Программы формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ предполагает адаптацию итоговых планируемых результатов освоения междисциплинарных программ применительно к: 1) этапам образовательного процесса, выделенным образовательным учреждением (например, на конец 6 и 9 классов, или на конец 6, 8 и 9 классов, или ежегодно); 2) возможностям различных видов образовательной деятельности и каждого педагога с отражением вклада в формирование этой группы планируемых результатов: отдельных учебных предметов (включая факультативы и предметы, вводимые школой); внеурочной деятельности; системы воспитательной работы; системы психолого-педагогической поддержки; системы дополнительного образования. Компетенция образовательного учреждения при проектировании планируемых результатов