Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы образования в России (в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»).
Нормативные документы 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» -принят в декабре 2012 года -действует с сентября 2013 года
2. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения: - ФГОС начального общего образования (принят в 2009 году, действует 3 года); -ФГОС основного общего образования /5-9 классы/ - принят в декабре 2010 года; -ФГОС среднего (полного) общего образования /10-11 классы/- принят в мае 2012 года.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена в феврале 2010 года). 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (утверждена в 2009 году)
Закон «Об образовании в РФ» Образование Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно- нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Воспитание Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Традиционный подход Обучение – Обучение – двусторонний, целенаправленный, организованный и планомерный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью формирования у учащихся знаний, умений и навыков, мировоззрения. Трактовка в Законе «Об образовании» Обучение Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; Основные принципы государственной политики в сфере образования
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; 5) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и др.
Система образования 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся; 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодатели и их объединения, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Образование подразделяется на: 1. Общее образование: Уровни: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.
2. Профессиональное образование: Уровни: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
3. Дополнительное образование: Подвиды: 1) дополнительное образование детей и взрослых; 2) дополнительное профессиональное образование.
4. Профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).