"Расти, малыш, здоровым!" Педагогический проект Проект подготовила и провела воспитатель МБДОУ детский сад 16 «Березка» пгт Шерегеш Барцайкина Лилия Анатольевна
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п.1 ст. 18 Закона РФ « Об Образовании»).
Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный, групповой. Участники проекта: дети, родители, педагоги. Форма представления: открытые занятия, консультации для родителей на родительском собрании, и педагогов на педсовете, слайдовая презентация.
Основой проекта является охрана и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Важная роль в укреплении здоровья детей занимает сотрудничество ДОУ и семьи, синхронизация их интересов в здоровье дошкольников. Целью реализации проекта является укрепление процесса взаимодействия ДОУ и семьи в рамках проблемы сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста.
Формирование единого полноценного развивающего пространства в семье и ДОУ; Обеспечение благоприятного процесса адаптации детей в ДОУ ; Повышение уровня культуры здоровья воспитателей ДОУ и родителей ; Пропаганда создания в семье психологически комфортной среды. Организация непрерывного процесса взаимодействия коллектива ДОУ и родителей, направленного на сохранение и укрепление здоровья детей; В проекте предусмотрена разнообразная по организации и формам проведения работа, направленная на реализацию цели и обогащение воспитательного опыта родителей, создание основы рациональной организации жизнедеятельности детей в семье и ДОУ.
* Приобщение ребенка к физической культуре и здоровому образу жизни как к фундаменту общечеловеческой культуры – ведущее направление проекта. Содержание проекта предусматривает дальнейшее укрепление здоровья ребенка, содействует его правильному физическому развитию, предупреждает утомляемость, поддерживает развитие ребенка в условиях свободного двигательного режима. * Соблюдение дифференцированного подхода к каждому мальчику и девочке, как неповторимой индивидуальности, понимание, что любая нагрузка, как умственная, так и физическая имеет тренирующий характер.
В ходе выполнения здоровьесберегающих целей были проведены следующие мероприятия: * консультации с педагогами ДОУ * анкетирование родителей * мастер-класс по солевому закаливанию
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Одним из приоритетных направлений работы детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей. Особенностью работы по этому направлению стало соблюдение принципа валеологического подхода в процессе воспитания, обучения ребенка; наличие комплексной программы лечебно-профилактической работы, организация системы закаливания. Такие понятия, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» занимают важное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов ДОУ.
* Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития, и в то же время является результатом процесса нормального развития. * Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогов и родителей * Современное закаливание в детском саду включает в себя целый комплекс круглогодичных мер, тщательно рассчитанных и спланированных профессионалами для наиболее безопасного, и в то же время эффективного повышения иммунитета и общего уровня здоровья у воспитанников.
Закаливание организма - это эффективные средства укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения работоспособности детей. Окружающая нас среда - это сам по себе сильнейший фактор закаливания, но чтобы он стал таковым для конкретного человека, надо уметь выделить и акцентировать определенные ее параметры, суметь так ввести их в повседневную жизнь и деятельность ребенка, чтобы он начал на них реагировать выбранной приспособительной реакцией.
В ходе закаливания должны строго соблюдаться принципы постепенности, систематичности, комплексности, индивидуальный подход, учет эмоционального настроения и желание ребенка. * Систематичность позволяет нервной системе адекватно реагировать на изменение условий внешней среды. * Постепенность: начинать надо со слабого воздействия на организм, постепенно переходя к процедурам более сильным и длительным. * Индивидуальный подход к ребенку - закаливание обязательно должно проходить на фоне положительных эмоций. Чтобы оно не вызывало у ребенка отторжения, можно проводить его в игровой форме, под веселую, задорную музыку. * Комплексность - закаливание обязательно должно проходить в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями: корригирующей, дыхательной гимнастикой, фитотерапией.
Средства и методы закаливания ребенка * Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы (воздух, солнце, вода). * Также с детьми проводятся различные виды закаливания: дорожки «здоровья» и солевые дорожки, контрастные обливания рук и ног с последующим массажем, закаливание носоглотки и полоскание рта, пульсирующее закаливание, точечный массаж, самомассаж.
* Игры с водой - первый и любимый вариант закаливания. * Сначала следует проводить влажные обтирания (температура воды от 30 градусов с постепенным понижением до комнатной, в конце процедуры – сухое обтирание). * Обливание для здоровых детей в летнее время можно начать без предшествующего обливанию обтирания. Первоначальная температура воды должна быть 39°, затем её постепенно снижают на 1-2. В теплые дни обливание делать на воздухе, в холодные - в помещении. * Лучшим видом гидропроцедур является купание. Купание следует начинать при установившейся погоде, лучше всего при температуре воды 23-24°. Место для купания должно быть чистым, дно ровным. Купаться нужно один раз в день. В воде находиться 5-8 минут. После купания докрасна растирать тело и теплее одеваться.
* Воздушное закаливание предусматривает ежедневные прогулки независимо от погоды. Воздушные ванны проводить лучше через час после еды. * Закаливание солнцем начинается с кратковременных малоподвижных игр под прямыми лучами солнца от 5 до 10 мин 2-3 раза в день. * При принятии солнечных ванн ложиться следует ногами к солнцу, голова должна быть в тени. Продолжительность первого сеанса - 4 минуты. Постепенно продолжительность солнечной ванны доводится до минут. Во время солнечной ванны ребенок должен менять положение: лежать на спине, боках, животе.
* Специальным видом закаливания является гимнастика, которая воспитывает в человеке умение владеть своим телом, своими движениями. Гимнастика укрепляет организм, способствует улучшению дыхания, кровообращения и даже пищеварения. * Сразу после обеденного сна, еще не вставая с постели, дети могут выполнять несложные упражнения. * Затем начинаются комплексные физкультурные упражнения, направленные на укрепление мышц, предотвращение сколиоза и плоскостопия. * Все занятия проводятся сначала в теплом помещении, затем в более прохладном, затем снова в более теплом.
Закаливание по Рижскому методу (солевые дорожки) * «Босохождение» - это отличное закаливающие средство для детей, особенно с ослабленным здоровьем. * Дети могут пройтись, пробежаться босиком по полу, по земле, по специально подготовленным дорожкам в физкультурном зале, группе. Босохождение следует начинать в теплое время года, и продолжать в холодное. * Одним из методов босохождения есть – солевые дорожки.
Хождение босиком по коврику, пропитанному солевым раствором, является очень эффективным. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве. Солевая дорожка, представляет собой, коврик из холстины длиной 5 метров, пропитанный солевым раствором (на 5 л воды 220 г соли и 5-10 г йода, или 250 г морской йодированной соли). Возможен и другой вариант солевой дорожки: 4-6 холстяных мешочков шириной 15 см. и длиной 30 см., наполненные морской солью крупного помола, в два слоя, смачивают водой (лучше из пульверизатора), после использования мешочки необходимо постирать и просушить, по мере таяния соли, мешочки следует пополнять солью.
Дети проходят босиком по массажерам для стоп. Это могут быть ребристые доски, дорожки из горизонтальных палочек, массажные коврики и т.д. После того, как стопа «разогрета», проводятся упражнения на солевых дорожках, массажных и сухих ковриках, в комплексе с ритмической гимнастикой для мышц плечевого пояса, рук, спины и живота. На резиновый коврик с шипами, ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на дорожку из морской соли и речной гальки, топает на дорожке в течение 15 сек и переходит на мягкую фланелевую ткань где он топая освобождает стопу. Для усиления закаливающего эффекта процедура завершается дыхательной гимнастикой.
Работа по совместной деятельности родителей и детей: Совместное развлечение с детьми и родителями «Спорт- это здоровье!». Организована фотовыставка «Бережем здоровье детей вместе!». Сбор фоторепортажей в информационную папку на тему : « Играем дома! ». Проведен День открытых дверей, с использованием физкультурного оборудования, сделанных в совместной творческой деятельности родителей с детьми.
ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами. Закаливание – необходимый элемент в программе ДОУ.
Информационные ресурсы: - Здоровьесберегающее пространство ДОУ, Н.И. Крылова, издательство «Учитель», 2009 г. - Методические рекомендации к программе «Растим здоровье» взаимодействия ДОУ и семьи в здоровьесбережении детей младшего дошкольного возраста. - Играем с малышами. Григорьева Г.Г., М.,2003 г. Учимся быть здоровыми, Л.А.Теплякова, С.З.Шишова,М г., - Занимательная физкультура в детском саду К.К. Утробина.- М.: ГНОМ и Д.,2005 г., - Оздоровительная гимнастика для детей(3-7 лет), Л.И. Пензулаева. - М.: Владос,2002 г. - Взаимодействие с семьей: вопросы планирования. Ребенок в д/с 4, 2006 г. Глушкова Г. Технология проектирования в ДОУ. М.: Сфера, 2006 г., - Организация оздоровительной работы вДОУ. Савельева Н.Ю г.