Всероссийский конкурс «Учитель года России – 2014» Маслеников Н. В., Ярославская область Формирование метапредметной компетентности обучающихся в процессе подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ
Школьный предмет «Информатика и ИКТ» Не обязателен для изучения в старшей школе Может преподаваться как на профильном, так и на базовом уровнях Требуется при поступлении на 129 популярных специальностей высшего образования Сдается единый государственный экзамен
Без системной работы со стороны учителя и выпускника добиться высоких результатов на ЕГЭ невозможно Нужно ли готовить школьников к ЕГЭ?
Система работы по подготовке к ЕГЭ Банк заданий по каждой теме школьного курса информатики Тематический контроль Внеурочная работа Практика программирования Научно- исследовательская деятельность
Учитывает ли сложившаяся система подготовки к ЕГЭ требования новых ФГОС? Результаты освоения обучающимися программы в соответствии с ФГОС: Предметные Метапредметные Личностные Внеурочная работа Практика программирования Внеурочная работа Практика программирования Банк заданий по каждой теме школьного курса информатики Тематический контроль Научно-исследовательская деятельность
«Метапредметность» информатики вытекает из самого существа этой учебной дисциплины 1. Информатика зародилась на стыке наук: математики, кибернетики, физики и других (интегрированные уроки в курсе школьной информатики – это повседневная норма) 2. Информатика имеет прямое отношение к формированию следующих метапредметных результатов: - умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, - умение ориентироваться в различных источниках информации и других.
Практика программирования Формирование алгоритмического (императивного) мышления Спортивное программирование Использование архивов задач с проверяющими системами
Формирование алгоритмического (императивного) мышления 1. Приступая к написанию алгоритма (программы), реши задачу «руками», составь схему, только после этого приступай к записи кода
Поменять значения двух величин местами
Удалить пятый элемент из массива
Формирование алгоритмического (императивного) мышления 1. Приступая к написанию алгоритма (программы), реши задачу «руками», составь схему, только после этого приступай к записи кода 2. Возвращайся к ранее решенным задачам, ищи иные способы решения (лучше решить одну задачу четырьмя способами, чем четыре – одним)
Заменить в записи натурального числа все цифры 5 на цифры 7
Формирование алгоритмического (императивного) мышления 1. Приступая к написанию алгоритма (программы), реши задачу «руками», составь схему, только после этого приступай к записи кода 2. Возвращайся к ранее решенным задачам, ищи иные способы решения (лучше решить одну задачу четырьмя способами, чем четыре – одним) 3. Анализируй и совершенствуй свои алгоритмы: решай задачи, читай специальную литературу, сравнивай свои решения с решениями одноклассников, преподавателей
Школа программиста ( программиста ( Online Judge (acm.timus.ru)Online Judge (acm.timus.ru) Проверка + Оценка + Корректировка Использование архивов задач с проверяющими системами
Каждый из нас лишь выиграет, создавая время от времени «игрушечные» программы с заданными искусственными ограничениями, заставляющими нас до предела напрягать свои способности.... Искусство решения мини-задач на пределе своих возможностей оттачивает наше умение для реальных задач. Д. Кнут Спортивное программирование
Ученики, обучающиеся в информационно- технологическом профиле Выпускники, сдающие ЕГЭ по информатике Победители и призеры школьной олимпиады по программированию Включение олимпиадных задач в содержание уроков Школьные олимпиады по программированию Обучающие интернет олимпиады и конкурсы по программированию Задания ЕГЭ с развернутым ответом (С4 – необходимо написать эффективную по используемой памяти и времени работы программу) Предметные олимпиады (вузовские) Всероссийская олимпиада по информатике (личная) Всероссийская олимпиада по информатике и программированию (командная) Спортивное программирование
Рыбинск, Призеры XII Всероссийской олимпиады школьников по информатике и программированию (Центральный под регион России) Участие в олимпиадном движении по предмету Практика программирования
Рыбинск, Победители четвертьфинальных соревнований студенческого командного чемпионата мира по программированию АСМ (Центральный под регион России) Сетевое взаимодействие гимназии и вуза в вопросах сопровождения одаренных детей Практика программирования
Практические работы, практикумы Учебные проекты Научно- исследовательская деятельность Обработка файлов Процедурно-модульное программирование Объектно-ориентированное программирование Дискретные алгоритмы Физические и биологические модели Оптимизационное моделирование в экономике Геоинформационное моделирование Моделирование в управлении Российская научная конференция школьников «Открытие» Ежегодная гимназическая научная конференция школьников «День науки» Учебно-исследовательская деятельность
С 2003 года 14 учеников под моим руководством подготовили исследовательские работы для Российской научной конференции школьников «Открытие» на секциях математики и информатики Из них: 9 учеников – призеры 3 ученика – победители Мои ученики, призеры VIII Российской научной конференции школьников «Открытие» Научно-исследовательская деятельность