Организация учебного процесса, использующего АМО, опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, элективности, контекст насти, сотрудничества ( В. Н. Кругликов, 1998).
– создание системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования.
– сочетание вариативности подготовки, предусматривающей деление на специальности и специализации и еще более конкретное в соответствии с запросами заказчиков и с учетом пожеланий обучающихся. С возможностью оперативного, в процессе обучения, изменения ее направленности. Варианты подготовки должны появляться и изменяться уже в процессе обучения, учитывая изменения, происходящие на рынке труда, что позволяет снизить инерционность системы высшего образования, а обучающимся предоставляет возможность выбора профессии в широком спектре вариантов ее направленности и в соответствии с развитием профессиональных интересов. Этот принцип реализуется при работе вуза по подготовке специалистов по прямым связям, получившей название целевой подготовки по прямым договорам. При заключении договоров уточняются требования заказчика к выпускнику, корректируется направленность теоретического обучения, содержание и формы практики и т. д.
– предоставление слушателям максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов элективных ( кратких, обзорных или узко специализированных ) курсов, получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, специфике планируемой ими будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам.
требует подчинения содержания обучения содержанию и условиям реализации будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает контекстный характер, способствуя ускорению последующей профессиональной адаптации.
– практическое осознание необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавательского состава. Реализация на практике принципов педагогики сотрудничества. Оказание обучающимся помощи в организации их учебной деятельности в сочетании с сохранением требовательности к ее результативности. Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавателей, а также развитие уважения, доверия к личности обучающегося, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.
Активные методы обучения не имитационные имитационные игровые не игровые *проблемная лекция, *лекция вдвоём, *лекция с заранее запланированными ошибками, *лекция пресс- конференция; *эвристическая беседа; *поисковая лабораторная работа; *учебная дискуссия; *самостоятельная работа с литературой; *семинары; *дискуссии *стажировка на рабочем месте *деловая игра; *педагогические (профессиональные) ситуации; *педагогические задачи; *ситуации инсценирования различной деятельности *коллективная мыслительная деятельность; *ТРИЗ работа; *Анализ конкретных ситуаций
* принудительная активизация мышления обучаемого, т. е. обучающийся должен быть активным независимо от его желания ; * обеспечение постоянной вовлеченности обучающихся в учебный процесс, так как их активность должна быть устойчивой и длительной ( в течение всего занятия ); * самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых ; * постоянное взаимодействие обучающихся и преподавателей в процессе диалогической и политологической форм организации учебного процесса ; * проявление рефлексивной самоорганизации деятельности преподавателя и обучающегося в совместной деятельности « учение - обучение ».