Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении задании учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.
Домашняя работа выполняет важные дидактические функции: закрепление знаний, умений, полученных на уроках; расширение, углубление учебного материала, проработанного в классе; формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений; развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий; выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий – гербария, природных образцов, открыток и т.п. – для изучения новых тем на уроках.
Домашние задания по своему содержанию включают в себя: усвоение изучаемого материала по учебнику; выполнение устных упражнений; выполнение письменных упражнений по предметам; выполнение творческих работ; подготовку докладов по изучаемому материалу; проведение наблюдений по окружающему миру; выполнение практических и лабораторных работ; изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.
Нормативы максимальных нагрузок
Основные недостатки: многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику переходят на механическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний; неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий; перегрузка учащихся домашними заданиями
Важнейшие из этих правил: 1. Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. 2. Домашние задания необходимо выполнять в день их получения. 3. Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение. 4. Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником.
Важнейшие из этих правил: 5. Существенной спецификой характеризуется домашняя работа учащихся по написанию сочинений, изложений, пересказов и других творческих заданий. 6. Между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам необходимо делать перерывы в мин для отдыха; 7. Очень важно, чтобы домашние задания выполнялись ежедневно в одно и то же время и на постоянном месте. 8. После подготовки домашних заданий по урокам, которые были сегодня, необходимо сделать минутный перерыв и повторить материал к занятиям на завтрашний день с применением приемов самоконтроля