Вопросы возрастной психологии и физиологии в приложении к студенческому возрасту. Особенности обучения студентов в сравнении с обучением школьников и взрослых.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
Advertisements

Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Андрагогика Плешакова Н.Л., проректор по учебно-методической работе ИПК и ППРО ТО.
Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту.
Психологические закономерности формирования личности в тренировочном процессе.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Сущность профессионально – педагогической деятельности Педагогическая деятельность представляет собой особый.
Здоровьесбережение в образовательной деятельности Педагогический совет г. Зам. директора по НМР – Рябова О.Н.
Развитие у обучающихся способности к самоорганизации, самореализации на основе компетентного подхода в воспитании.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.
Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную МС « Создание условий успешно социализации.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Современные требования к профессионалу. Профессионал: - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными.
Единство обучения воспитания и развития ребенка в процессе образовательной деятельности физическими упражнениями.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Программа развития классного коллектива Автор: Муданова Светлана Александровна, классный руководитель 7 класса МБОУ «Сыресинская ООШ»
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Транксрипт:

Вопросы возрастной психологии и физиологии в приложении к студенческому возрасту. Особенности обучения студентов в сравнении с обучением школьников и взрослых.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА «Надо ли воспитывать взрослых людей?», «Стоит ли?» и «Корректное ли это дело?» Если воспитание понимать как воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств Если воспитание понимать как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения нет да

ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА Одна из важнейших задач воспитания – помощь воспитуемому в выработке индивидуального стиля жизни, деятельности и общения. Важнейшее значение имеет знание психологических и психофизиологических особенностей студентов, определяемых их социальным статусом, возрастом и характером основной деятельности.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева студенчество было выделено в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории. Студенчество как возрастная категория представляет собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет).

ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА Основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения Высокий образовательный уровень Высокая познавательная мотивация Наивысшая социальная активность Достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости

ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека развития высших психических функций становления всей интеллектуальной системы и личности в целом Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания решением задач профессионального самоопределения вступлением во взрослую жизнь

ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА Студенческий возраст характеризуется как социализация, при которой вырабатываются устойчивые свойства личности, стабилизируются все психические процессы В молодости человек наиболее способен к творчеству, к формированию эвристических гипотез, максимально работоспособен прогресс в разных областях научного знания во многом связан с деятельностью молодежи

Макс имума достигают в своем развитии психологические свойства и высшие психические функции: восприятие внимание память мышление речь эмоции чувства Б.Г.Ананьев - вывод о том, что данный период жизни максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки 8

Характерная черта нравственного развития в студенческом возрасте – усиление сознательных мотивов поведения Укрепляются качества: целеустремленность решительность настойчивость самостоятельность инициатива умение владеть собой Повышается интерес к моральным проблемам: цели образу жизни долгу любви верности 9

Специалисты отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений. 10

Возраст лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека. С этим периодом связано начало «экономической активности» : включение человека в самостоятельную производственную деятельность начало трудовой биографии создание собственной семьи 11

Студенческий возраст характеризуется наивысшим уровнем таких показателей: мышечная сила быстрота реакций моторная ловкость скоростная выносливость и др. 12

По данным ВОЗ, именно студенты характеризуются худшими показателями физиологических функций в своей возрастной группе. Причины этого в том, что в процессе вузовского обучения студенты испытывают сильное психическое напряжение, часто разрушительное для здоровья. 13

Кризис юности это начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни. 14 Наиболее очевидно проявление кризиса юности встречается у юношей и девушек, не поступивших в вузы или колледжи. В студенческом возрасте нередки разочарования в профессиональном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальности ее освоения

Особенности обучения особенности обучения школьников и студентов – педагогика особенности обучения взрослых - андрагогика 15

При обучении взрослых людей следует учитывать их следующие особенности Осознанное отношение к процессу своего обучения; потребность в самостоятельности; потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию; практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков; наличие жизненного опыта важного источника обучения; влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов. 16

Обучение студентов и школьников это воздействие на психику и деятельность учащегося с целью вооружения знаниями, умениями, навыками. В ходе обучения на основе его содержания развиваются различные стороны психики При обучении студентов формируется личность будущего специалиста в целом Обучение студентов имеет непосредственное значение для совершенствования научного мировоззрения, развития интеллектуальных и профессиональных качеств 17

Преобладающее значение в познавательной деятельности у студентов начинает приобретать абстрактное мышление формируется обобщенная картина мира устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности 18

Если не развивать именно эти способности: у студента может закрепиться навык полумеханического запоминания изучаемого материала; рост показной эрудиции; тормозится развитие интеллекта ; 19

Научиться учиться важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают. Еще важнее способность самостоятельного получения знаний, основанная на творческом мышлении. 20

Особенно бурно в период вузовского обучения идет развитие специальных способностей. Студент впервые сталкивается со многими видами деятельности, являющимися компонентами его будущей профессии. 21

Эмоциональная сфера в студенческом возрасте Приходит к некоторому уравновешенному состоянию Но может наблюдаться гипертрофированная и несколько абстрактная неудовлетворенность жизнью, собой и другими людьми Необходимо обращение энергии этого эмоционального состояния на решение сложной для студента задачи Неудовлетворенность может стать стимулом к конструктивной и плодотворной работе 22

В обращении преподавателя со студентами необходимо сохранять баланс рационального и эмоционального стилей общения 23

Главное внимание должно быть обращено на организацию деятельности студентов в тех ее видах, формах и способах, которые формируют не только теоретическое мышление, но и профессиональную подготовленность 24

Важный элемент современного высшего образования -методологическая подготовка. Студенту лучше усваивать такой учебный материал, который при своем минимальном количестве вооружит его максимальным количеством информации Необходим экономный отбор научных знаний по всем предметам обучения в вузе Учебный материал должен позволить в дальнейшем успешно работать в ряде областей. 25

В вузовском обучении и воспитании действуют свои особые принципы учитывать возрастные, социально- психологические и индивидуальные особенности студентов; профессиональная направленность обучения и воспитания; органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью. 26

Необходимость адаптации первокурсников к ВУЗу Вызвана: уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимопомощью и моральной поддержкой; неподготовленностью к обучению в вузе; неумением осуществлять психологическое саморегулирование собственного поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычного повседневного контроля педагогов; 27

поиском оптимального режима труда и отдыха в новых условиях налаживанием быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие 28

У первокурсников не сформированы следующие черты личности: готовность к учению способность учиться самостоятельно контролировать и оценивать себя владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки 29

Отсутствие навыков самостоятельной учебной работы Многие первокурсники не умеют: конспектировать лекции работать с учебниками находить и добывать знания из первоисточников анализировать информацию большого объема четко и ясно излагать свои мысли 30

Система обучения в вузе в значительной степени рассчитана на высокий уровень сознательности, построена на интересе студентов, т.к. формально в ней отсутствует жесткая система ежедневной школьной проверки. 31

Новые условия деятельности их в вузе - это качественно иная система отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своего поведения 32

Некоторые студенты, выдержав сложный и трудный вступительный конкурс, потом оказываются неподготовленными к ответственному отношению к учебе. 33

Развитие студента на различных курсах Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. У первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям. 34

Второй курс - период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен. 35

Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации. 36

Четвертый курс - первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения производственной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры. 37

Пятый курс - перспектива скорого окончания вуза - формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза. 38

Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента к вузу, важно знать: жизненные планы и интересы первокурсника систему доминирующих мотивов уровень притязаний самооценку способность к сознательной регуляции поведения 39

Развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений: укрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности; совершенствуются, "профессионализируются" психические процессы, состояния, опыт; повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента; 40

растут притязания личности студента в области своей будущей профессии; на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента; 41

повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту; крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе. 42

Спасибо за внимание 43